ПАРАСКЕ́ВА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРАСКЕ́ВА, Параскева Иконийская, Параскева Пятница [греч. Παρασϰευή – канун (праздника), пятница] (3 в.), христианская святая.
Сведения о П. содержатся в соч. «Мученичество Параскевы», сохранившемся только на церковнослав. яз. в двух редакциях в рукописях 16 в. (в т. ч. в составе Великих Четьих-Миней). Фрагмент греч. оригинала сохранился в одном из списков (14–15 вв.) похвального слова Иоанна Эвбейского (ум. ок. 744) др. святой – Параскеве Римской.
П. была дочерью сенатора-христианина из г. Иконион (ныне г. Конья, Турция), осталась сиротой. В гонение на христиан при имп. Диоклетиане приведена к наместнику, вероятно, Галатии Антонию (Аэтию). На допросе объяснила, что имя ей дано в честь Св. пятницы – дня Страстей Христовых. После отказа отречься от Христа П. была избита воловьими жилами, ей разодрали бока железными когтями. В тюрьме к ней пришла некая Жена (вероятно, олицетворение Страстной пятницы; в позднейших версиях – ангел) с орудиями Страстей Христовых и исцелила её. На следующих допросах по молитве П. землетрясение разрушило языческий храм Аполлона, а огонь, которым её обжигали, был обращён против её палачей. Многие, видевшие эти чудеса, уверовали во Христа. П. была обезглавлена. Её мощи почитались в храме г. Иконион. Сохранилось соч. «Чудо Параскевы» (в рукописях 15–18 вв. на церковнослав. яз., в трёх редакциях), в котором говорится, как при еп. Феодоре (вероятно, в 963) осаждавший Иконион араб. эмир хотел увезти тело святой, но 54 коня не смогли сдвинуть раку с места. Горожане упросили эмира взять вместо мощей золото по весу раки, которая оказалась весьма лёгкой; у раки позднее произошло много исцелений.
П. почитается как великомученица; её память по календарю РПЦ – 28 окт. (10 ноября). В народе П. считается покровительницей торговли, преим. на Руси, где её называют двойным именем – Параскева Пятница. На Руси ей посвящено множество храмов. На Балканах образ П. смешивается с образами др. святых – Параскевы Римской и Параскевы Эпиватской; здесь имя П. обычно заменяется названием пятницы – Петка и др.
Иконография
П. обычно изображают в красном мафории (иногда поверх него может присутствовать белый плат) и венце, с крестом в правой руке и свитком с начальными словами Символа веры в левой (или алебастровым сосудом). В Византии изображения святой известны с 9 в., на Руси наиболее древним является образ П. на иконе «Никола с избранными святыми» (кон. 12 – нач. 13 вв., ГТГ). В др.-рус. иск-ве были широко распространены поясные и ростовые иконы П. (в т. ч. и житийные), а также дерев. статуи. Нередко образ П. составлял пару к образу свт. Николая Мирликийского.