Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́НКЕЛО́С

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 206

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. К. Лявданский

О́НКЕЛО́С (евр. אונקלוס) (кон. 1 в. – 1-я пол. 2 в.), со­глас­но ср.-век. евр. тра­ди­ции, пе­ре­во­дчик Пя­ти­кни­жия Мои­сее­ва (То­ры) на ара­мей­ский язык. Био­гра­фич. све­де­ния об О., со­дер­жа­щие­ся в рав­ви­ни­стич. ис­точ­ни­ках, от­ры­воч­ны и но­сят ле­ген­дар­ный ха­рак­тер. Со­об­ща­ет­ся, что он был про­зе­ли­том и род­ст­венни­ком од­но­го из рим. им­пе­ра­то­ров. В нау­ке ут­вер­ди­лось мне­ние, что в тек­сте Тал­му­да, в ко­то­ром го­во­рит­ся, что О. сде­лал пе­ре­вод Пя­ти­кни­жия, на са­мом де­ле име­ет­ся в ви­ду пе­ре­вод на греч. яз., а не на ара­мей­ский. Т. о., в Тал­му­де и в др. ва­ви­лон­ских рав­ви­ни­стич. ис­точ­ни­ках имя О. пред­став­ля­ет со­бой ис­каже­ние име­ни пе­ре­во­дчи­ка Биб­лии на греч. яз. Ак­ви­лы (евр. צקילס), из­вест­но­го из па­ле­стин­ских рав­ви­ни­стич. ис­точ­ни­ков.

По-ви­ди­мо­му, один из ано­ним­ных ара­мей­ских пе­ре­во­дов (тар­гу­мов) Пя­ти­кни­жия уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье стал на­зы­вать­ся «тар­гум Он­ке­ло­са». В этом пе­ре­во­де, в от­ли­чие от др. тар­гу­мов Пя­ти­кни­жия, на­блю­да­ет­ся стрем­ле­ние к бу­к­валь­ной пе­ре­да­че тек­ста ори­ги­на­ла. Ха­рак­тер­ные в це­лом для тар­гу­мов эк­зе­ге­тич. и го­ми­ле­тич. встав­ки и пе­ри­фра­зы ред­ки в тар­гу­ме О. Од­на­ко при пе­ре­во­де не­ко­то­рых тек­стов, в осн. по­эти­че­ских и про­ро­че­ских (напр., Быт. 49), тар­гум О. при­бе­га­ет к пе­ри­фра­зам, час­то но­ся­щим мес­си­ан­ский или по­учи­тель­ный ха­рак­тер. Важ­ней­шей бо­го­слов­ской тен­ден­ци­ей тар­гу­ма О. яв­ля­ет­ся уст­ра­не­ние ан­тро­по­мор­физ­мов и ан­тро­по­па­тиз­мов по от­но­ше­нию к Бо­гу.

Су­ще­ст­ву­ют раз­ные пред­по­ло­же­ния о мес­те соз­да­ния тар­гу­ма О., по­сколь­ку в язы­ке па­мят­ни­ка име­ют­ся чер­ты как па­ле­стин­ско­го, так и ва­ви­лон­ско­го ара­мей­ско­го. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­но мне­ние, что тар­гум О. был соз­дан в пер­вые ве­ка н. э. в Па­ле­сти­не, но за­тем от­ре­дак­ти­ро­ван в Ва­ви­ло­нии в 4–5 вв.

Изд.: The Bible in Aramaic. 3rd ed. Leiden; Boston, 2004. Vol. 1: The Pentateuch accor­ding to Targum Onkelos / Ed. A. Sperber; Тар­гум Он­ке­ло­са на Кни­гу Бы­тия / Пер. А. К. Ляв­дан­ско­го // Клас­си­че­ские биб­лей­ские ком­мен­та­рии: Кни­га Бы­тия. М., 2010.

Лит.: Grossfeld B. The Targum Onqelos to Ge­nesis. Edinburgh, 1988 (The Aramaic Bible. Vol. 6); Safrai Z. The Targums as part of rabbinic literature // The literature of the Sages. Assen, 2006. Pt. 2.

Вернуться к началу