Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОК АРТУР ДАРБИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 268-269

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. И. Уколов

НОК (Nock) Ар­тур Дар­би (21.2.1902, Порт­смут, Ве­ли­ко­бри­та­ния – 11.1.1963, Кем­бридж, штат Мас­са­чу­сетс, США), англ.-амер. фи­ло­лог и ре­ли­гио­вед. Про­ис­хо­дил из сре­ды англ. ка­то­ли­ков, при­дер­жи­вал­ся аг­но­стич. убе­ж­де­ний. Окон­чил Три­ни­ти-кол­ледж Кем­бридж­ско­го ун-та (1926). Пре­по­да­вал в Гар­вард­ском ун-те (США; с 1929, с 1930 до кон­ца жиз­ни проф. исто­рии ре­ли­гии). Яв­лял­ся из­да­те­лем «Гар­вард­ско­го бо­го­слов­ско­го обо­зре­ния» («Harvard theological review», с 1933 и до кон­ца жиз­ни), уча­ст­во­вал в ред­кол­ле­гии «Клас­си­че­ско­го окс­форд­ско­го сло­ва­ря» («The Oxford classical dictionary», 1949), был со­ре­дак­то­ром ж. «Хри­сти­ан­ские бде­ния» («Vi­giliae christianae»), совм. с ре­ли­гио­ве­дом А. Ж. Фес­тюжь­е­ром под­го­то­вил и опуб­ли­ко­вал кри­тич. из­да­ние кор­пу­са гер­ме­тич. тек­стов «Cor­pus Hermeticum» (1945–54).

На­уч. ин­те­рес Н. об­ра­щён к ис­то­рии древ­ней греч. и рим. ре­ли­гии, пре­им. пе­рио­да эл­ли­низ­ма, а так­же ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва. Н. до­ка­зы­вал не­обос­но­ван­ность ги­по­те­зы о гно­сти­циз­ме как ис­точ­ни­ке хри­сти­ан­ст­ва, вы­сту­пал про­тив пе­ре­оцен­ки зна­че­ния мис­те­ри­аль­ных ре­ли­гий (см. Мис­те­рии) для его фор­ми­ро­ва­ния; в ча­ст­но­сти, оп­ро­вер­гал мис­те­ри­аль­ный ха­рак­тер хри­сти­ан­ских свя­щен­но­дей­ст­вий. Его пер­вая круп­ная ра­бо­та – ком­мен­ти­ро­ван­ный пе­ре­вод трак­та­та Сал­лю­стия «О бо­гах и ми­ре» («Concerning the gods and the universe», 1926). В кн. «Об­ра­ще­ние. Ста­рое и но­вое в ре­ли­гии от Алек­сан­д­ра Ве­ли­ко­го до Бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на» («Conversion: the old and the new in religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo», 1933, рус. пер. 2011) Н. ис­сле­до­вал ус­ло­вия при­ня­тия той или иной ре­ли­гии в ан­тич­ную эпо­ху, по­ка­зал, что по­ня­тие ре­лиг. об­ра­ще­ния чу­ж­до др.-греч. ре­ли­гии и бы­ло вос­при­ня­то хри­сти­ан­ст­вом из фи­ло­со­фии. Под­ход Н. к ис­сле­до­ва­нию ре­ли­гии ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­вы­шен­ным вни­ма­ни­ем к кон­крет­ным ис­то­рич. де­та­лям, эм­пи­рич. фак­там и ар­те­фак­там (в ча­ст­но­сти, эпи­гра­фии, мо­не­ты).

Соч.: Early gentile christianity and its hellenistic background // Essays on the trinity and the incarnation / Ed. A. E. J. Rawlinson. L., 1928; St. Paul. L., 1938; Corpus Hermeticum. P., 1945–1954. Vol. 1–4 (ed.); Essays on religion and the ancient world / Ed. Z. Stewart. Camb. (Mass.), 1972. Vol. 1–2.

Лит.: Nilsson M. P. A. D. Nock // Gnomon. Münch. u. a., 1963. Bd 35. H. 3; Berve H. Nock A. D. // Jahrbuch. Bayerische Akademie der Wissenschaften. Münch., 1964; Rexine J. E. Nock A. D. // Biographical dictionary of North American classicists / Ed. W. W. Briggs. West­port; L., 1994.

Вернуться к началу