«НИКОПЕ́Я»
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НИКОПЕ́Я» (греч. Νιϰόπεια – победоносная), широко почитающийся визант. образ Божией Матери, иконографич. тип. Богоматерь держит перед собой овальный медальон-славу с образом Младенца Христа. Одно из наиболее ранних изображений – на печати имп. Маврикия (582–602). Иконографич. тип известен в коптском иск-ве 6–7 вв. (фреска капеллы мон. Бауит в Египте), в визант. и зап. живописи (фреска ц. Санта-Мария-Антиква в Риме, 8 в.). По мнению ряда исследователей, чудотворная икона «Н.» описана в «Обозрении историй» Иоанна Скилицы (11 в.), который сообщает о находке при ремонте Влахернской ц. в Константинополе иконы Богоматери с Младенцем. Именно в этот период изображения Богоматери «Н.» получают распространение на визант. монетах (милиарисий Василия II Болгаробойцы) и печатях. Некоторое время после обретения образ, очевидно, хранился во Влахернах, затем его следы теряются. Семантика иконографии связана с imago clipeata – античным образом божества или героя на обетном щите, обеспечивавшем покровительство и защиту. В послеиконоборческий период Младенца Христа чаще изображают без щита-медальона, фронтально, Богоматерь держит его обеими руками. «Н.» была палладием (сакральным знаком) визант. императоров, эмблемой триумфов войска.
В Венеции в соборе Св. Марка хранится визант. икона «Н.» 10–11 вв. Считается, что она происходит из константинопольского мон. Св. Иоанна Богослова, откуда была вывезена крестоносцами в 1204. Икону выносили из собора на крестные ходы, в т. ч. на ежегодную торжественную процессию в день Успения Божией Матери, возлагали на алтарь в определённые праздничные дни или при угрозе вражеского нашествия. Образ Божией Матери «Н.» дважды повторен в мозаиках собора Св. Марка, относящихся к 13–14 вв.