Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«НИКОПЕ́Я»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 28

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова
Икона Божией Матери «Никопея». 10–11 вв. Собор Святого Марка (Венеция).

«НИКОПЕ́Я» (греч. Νιϰόπεια – по­бе­до­нос­ная), ши­ро­ко по­чи­таю­щий­ся ви­зант. об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, ико­но­гра­фич. тип. Бо­го­ма­терь дер­жит пе­ред со­бой оваль­ный ме­даль­он-сла­ву с об­ра­зом Мла­ден­ца Хри­ста. Од­но из наи­бо­лее ран­них изо­бра­же­ний – на пе­ча­ти имп. Мав­ри­кия (582–602). Ико­но­гра­фич. тип из­вес­тен в копт­ском иск-ве 6–7 вв. (фре­ска ка­пел­лы мон. Бау­ит в Егип­те), в ви­зант. и зап. жи­во­пи­си (фре­ска ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва в Ри­ме, 8 в.). По мне­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, чу­до­твор­ная ико­на «Н.» опи­са­на в «Обо­зре­нии ис­то­рий» Ио­ан­на Ски­ли­цы (11 в.), ко­то­рый со­об­ща­ет о на­ход­ке при ре­мон­те Влахерн­ской ц. в Кон­стан­ти­но­по­ле ико­ны Бо­гома­те­ри с Мла­ден­цем. Имен­но в этот пе­ри­од изо­бра­же­ния Бо­го­ма­те­ри «Н.» по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние на ви­зант. мо­не­тах (ми­лиа­ри­сий Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы) и пе­ча­тях. Не­ко­то­рое вре­мя по­сле об­ре­те­ния об­раз, оче­вид­но, хра­нил­ся во Влахер­нах, за­тем его сле­ды те­ря­ют­ся. Се­ман­ти­ка ико­но­гра­фии свя­за­на с imago clipeata – ан­тич­ным об­ра­зом бо­же­ст­ва или ге­роя на обет­ном щи­те, обес­пе­чи­вав­шем по­кро­ви­тель­ст­во и за­щи­ту. В по­слеи­ко­но­бор­че­ский пе­ри­од Мла­ден­ца Хри­ста ча­ще из­об­ра­жа­ют без щи­та-ме­даль­о­на, фрон­таль­но, Бо­го­ма­терь дер­жит его обеи­ми ру­ка­ми. «Н.» бы­ла пал­ла­ди­ем (са­краль­ным зна­ком) ви­зант. им­пе­ра­то­ров, эмб­ле­мой три­ум­фов вой­ска.

В Ве­не­ции в со­бо­ре Св. Мар­ка хра­нит­ся ви­зант. ико­на «Н.» 10–11 вв. Счи­та­ет­ся, что она про­ис­хо­дит из кон­стан­ти­но­поль­ско­го мон. Св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва, от­ку­да бы­ла вы­ве­зе­на кре­сто­нос­ца­ми в 1204. Ико­ну вы­но­си­ли из со­бо­ра на кре­ст­ные хо­ды, в т. ч. на еже­год­ную тор­же­ст­вен­ную про­цес­сию в день Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, воз­ла­га­ли на ал­тарь в оп­ре­де­лён­ные празд­нич­ные дни или при уг­ро­зе вра­же­ско­го на­ше­ст­вия. Об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Н.» два­ж­ды по­вто­рен в мо­заи­ках со­бо­ра Св. Мар­ка, от­но­ся­щих­ся к 13–14 вв.

Лит.: Кон­да­ков Н. П. Ико­но­гра­фия Бо­го­ма­те­ри. СПб., 1915. Т. 2. М., 1998. Т. 2; Siebt W. Der Bildtypus der Theotokos Nikopoios // By­zan­tina. 1985. Vol. 13. № 1; Сте­па­нен­ко В. П. Во­ен­ный ас­пект куль­та Бо­го­ма­те­ри в Ви­зан­тии (IX–XII вв.) // Ан­тич­ная древ­ность и сред­ние ве­ка. Ека­те­рин­бург, 2000. Вып. 31.

Вернуться к началу