ГРИГО́РИЙ IX
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РИЙ IX (лат. Gregorius), Уголино (лат. Hugolinus, итал. Ugolino), граф Сеньи (ок. 1170, м. Ананьи, близ Рима – 22.8.1241, Рим), папа Римский (1227–1241). Из знатного рода; племянник папы Иннокентия III. Обучался теологии в Парижском ун-те и рим. и канонич. праву в Болонском ун-те. В 1198, с избранием Иннокентия III на папский престол, возведён в сан кардинала-диакона ц. Св. Евстахия; в 1206 – кардинала-епископа Остии. При папах Иннокентии III и Гонории III (1216–27), являясь папским легатом, исполнял важные дипломатич. миссии (в 1220 участвовал в коронации в Риме имп. Фридриха II Штауфена; с 1221 вёл проповедь о крестовом походе в Сев. и Центр. Италии). С 1220 кардинал-протектор ордена францисканцев; вместе с Илией Кортонским (ок. 1180–1253) способствовал оформлению орденского Устава, третья, окончательная редакция которого была утверждена папой Гонорием III (булла «Solet annuere», 1223). В 1227, после смерти папы Гонория III, избран на папский престол. Стремясь утвердить абсолютное главенство Церкви, в т. ч. и в отношениях со светскими властителями, окончательно сформулировал учение о «двух мечах Церкви»: одном, используемом непосредственно Церковью (власть духовная), и втором, также вверенном Церкви (лат. «uterque gladius ecclesiae traditur…»), но который ради нужд Церкви должен быть обнажён рукою светского властителя (лат. «…pro ecclesia manu saecularis principis eximendus…, ad nutum sacerdotis administrandus a milite»). Подобная концепция натолкнулась на ожесточённое сопротивление имп. Фридриха II Штауфена, стремившегося усилить своё влияние на Сицилии и в Юж. Италии.
Пытаясь разрешить противоречия, касавшиеся понимания идеала монашеской бедности, возникшие между двумя течениями ордена францисканцев (т. н. конвентуалами и спиритуалами), буллой «Quo elongati» (1230) представил особое разъяснение о Завещании и Уставе Франциска Ассизского. Фактически встав на сторону конвентуалов, Г. IX отметил, что Завещание имеет лишь духовное, но не юридич. значение, что в нём нет ничего, способствующего истолкованию в духе особой строгости, как то было свойственно спиритуалам. Той же буллой было введено разрешение на сбор средств третьими лицами в пользу ордена. К понтификату Г. IX относится учреждение инквизиции (1231–32) с особыми судебными инстанциями в каждом диоцезе, подчинёнными непосредственно папе, опорой которых стали преим. монахи-доминиканцы. Практика т. н. папской инквизиции пришла на смену малоэффективной практике т. н. епископской инквизиции, установленной определениями Второго (1139) и Третьего (1179) Латеранских соборов, когда осуждённые епископами передавались для исполнения приговора светским властям.
В 1230 по инициативе Г. IX доминиканцем Раймундом да Пенафорте началось составление нового собрания Декреталий, включившего также прежние компиляции («Quinque compilationes antiquae») и получившего назв. «Декреталии Григория IX» (лат. «Libri quinque decretalium Gregorii IX»): они явились одной из важнейших составляющих корпуса канонич. права (Corpus Iuris Canonici) и буллой «Rex pacificus» (1234) были введены для изучения в ун-тах Парижа и Болоньи.
Способствовал изучению аристотелевской философии (в ун-тах Парижа и Тулузы); поощрял ведение миссионерской деятельности в Прибалтике, Финляндии, Румынии. К понтификату Г. IX относится канонизация Франциска Ассизского (1228), Антония Падуанского (1232), Елизаветы Тюрингской (1207–1231; канонизирована в 1235) и др.