Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИГО́РИЙ IX

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 749-750

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГРИГО́РИЙ IX (лат. Gregorius), Уго­ли­но (лат. Hugolinus, итал. Ugolino), граф Се­ньи (ок. 1170, м. Ана­ньи, близ Ри­ма – 22.8.1241, Рим), па­па Рим­ский (1227–1241). Из знат­но­го ро­да; пле­мян­ник па­пы Ин­но­кен­тия III. Обу­чал­ся тео­ло­гии в Па­риж­ском ун-те и рим. и ка­но­нич. пра­ву в Бо­лон­ском ун-те. В 1198, с из­бра­ни­ем Ин­но­кен­тия III на пап­ский пре­стол, воз­ве­дён в сан кар­ди­на­ла-диа­ко­на ц. Св. Ев­ста­хия; в 1206 – кар­ди­на­ла-епи­ско­па Ос­тии. При па­пах Ин­но­кен­тии III и Го­но­рии III (1216–27), яв­ля­ясь пап­ским ле­га­том, ис­пол­нял важ­ные ди­пло­ма­тич. мис­сии (в 1220 уча­ст­во­вал в ко­ро­на­ции в Ри­ме имп. Фрид­ри­ха II Штау­фе­на; с 1221 вёл про­по­ведь о кре­сто­вом по­хо­де в Сев. и Центр. Ита­лии). С 1220 кар­ди­нал-про­тек­тор ор­де­на фран­ци­скан­цев; вме­сте с Или­ей Кор­тон­ским (ок. 1180–1253) спо­соб­ст­во­вал оформ­ле­нию ор­ден­ско­го Ус­та­ва, тре­тья, окон­ча­тель­ная ре­дак­ция ко­то­ро­го бы­ла ут­вер­жде­на па­пой Го­но­ри­ем III (бул­ла «Solet an­nuere», 1223). В 1227, по­сле смер­ти па­пы Го­но­рия III, из­бран на пап­ский пре­стол. Стре­мясь ут­вер­дить аб­со­лют­ное гла­вен­ст­во Церк­ви, в т. ч. и в от­ноше­ни­ях со свет­ски­ми вла­сти­те­ля­ми, окон­ча­тель­но сфор­му­ли­ро­вал уче­ние о «двух ме­чах Церк­ви»: од­ном, ис­поль­зуе­мом не­по­сред­ст­вен­но Цер­ко­вью (власть ду­хов­ная), и вто­ром, так­же вве­рен­ном Церк­ви (лат. «uterque gladius ecclesiae tra­di­tur…»), но ко­то­рый ра­ди нужд Церк­ви дол­жен быть об­на­жён ру­кою свет­ско­го вла­сти­те­ля (лат. «…pro ec­cle­sia manu sae­cu­laris principis eximen­dus…, ad nu­tum sacer­dotis administrandus a mili­te»). Подоб­ная кон­цеп­ция на­толк­ну­лась на ожес­то­чён­ное со­про­тив­ле­ние имп. Фрид­ри­ха II Штау­фе­на, стре­мив­ше­го­ся уси­лить своё влия­ние на Си­ци­лии и в Юж. Ита­лии.

Пы­та­ясь раз­ре­шить про­ти­во­ре­чия, ка­сав­шие­ся по­ни­ма­ния идеа­ла мо­на­ше­ской бед­но­сти, воз­ник­шие ме­ж­ду дву­мя те­че­ния­ми ор­де­на фран­ци­скан­цев (т. н. кон­вен­туа­ла­ми и спи­ри­туа­ла­ми), бул­лой «Quo elongati» (1230) пред­ста­вил осо­бое разъ­яс­не­ние о За­ве­ща­нии и Ус­та­ве Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го. Фак­ти­че­ски встав на сто­ро­ну кон­вен­туа­лов, Г. IX от­ме­тил, что За­ве­ща­ние име­ет лишь ду­хов­ное, но не юри­дич. зна­че­ние, что в нём нет ни­че­го, спо­соб­ст­вую­ще­го ис­тол­ко­ва­нию в ду­хе осо­бой стро­го­сти, как то бы­ло свой­ст­вен­но спи­ри­туа­лам. Той же бул­лой бы­ло вве­де­но раз­ре­ше­ние на сбор средств треть­и­ми ли­ца­ми в поль­зу ор­де­на. К пон­ти­фи­ка­ту Г. IX от­но­сит­ся уч­ре­ж­де­ние ин­кви­зи­ции (1231–32) с осо­бы­ми су­деб­ны­ми ин­стан­ция­ми в ка­ж­дом дио­це­зе, под­чи­нён­ны­ми не­по­сред­ст­вен­но па­пе, опо­рой ко­то­рых ста­ли пре­им. мо­на­хи-до­ми­ни­кан­цы. Прак­ти­ка т. н. пап­ской ин­кви­зи­ции при­шла на сме­ну ма­ло­эф­фек­тив­ной прак­ти­ке т. н. епи­скоп­ской ин­кви­зи­ции, ус­та­нов­лен­ной оп­ре­де­ле­ния­ми Вто­ро­го (1139) и Третье­го (1179) Ла­те­ран­ских со­бо­ров, ко­гда осу­ж­дён­ные епи­ско­па­ми пе­ре­да­ва­лись для ис­пол­не­ния при­го­во­ра свет­ским вла­стям.

В 1230 по ини­циа­ти­ве Г. IX до­ми­ни­кан­цем Рай­мун­дом да Пе­на­фор­те на­ча­лось со­став­ле­ние но­во­го со­б­ра­ния Дек­ре­та­лий, вклю­чив­ше­го так­же преж­ние ком­пи­ля­ции («Quinque compilationes an­tiquae») и по­лу­чив­ше­го назв. «Дек­ре­та­лии Гри­го­рия IX» (лат. «Libri quinque decretalium Gregorii IX»): они яви­лись од­ной из важ­ней­ших со­став­ляю­щих кор­пу­са ка­но­нич. пра­ва (Corpus Iuris Ca­nonici) и бул­лой «Rex pacificus» (1234) бы­ли вве­де­ны для изу­че­ния в ун-тах Па­ри­жа и Бо­ло­ньи.

Спо­соб­ст­во­вал изу­че­нию ари­сто­те­лев­ской фи­ло­со­фии (в ун-тах Па­ри­жа и Ту­лу­зы); по­ощ­рял ве­де­ние мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти в При­бал­ти­ке, Фин­лян­дии, Ру­мы­нии. К пон­ти­фи­ка­ту Г. IX от­но­сит­ся ка­но­ни­за­ция Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го (1228), Ан­то­ния Па­ду­ан­ско­го (1232), Ели­за­ве­ты Тю­ринг­ской (1207–1231; ка­но­ни­зи­ро­ва­на в 1235) и др.

Лит.: Balan P. Storia di Gregorio IX e dei suoi tempi. Modena, 1872–1873. Vol. 1–3; Sibi­lia S. Gregorio IX, 1227–1241. Mil., 1961.

Вернуться к началу