НИКОДИ́М
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКОДИ́М (в миру Милаш Никола) (16.4.1845, Шибеник – 2.4.1915, Дубровник), епископ Далматинско-Истрийский (Буковинско-Далматинская митрополия, ныне Серб. православная церковь), серб. канонист и церковный историк.
Из семьи купца. Обучался в Задарской, затем в Карловацкой духовных семинариях (окончил в 1866); посещал лекции на филос. ф-те Венского ун-та. Окончил Киевскую духовную академию (1871). Магистр богословия (1871). Преподаватель (с 1871), затем проф. церковного права в Задарской духовной семинарии. В 1872 на богословском ф-те Черновицкого ун-та получил степень д-ра богословия. В 1873 в Задаре принял постриг в рясофор, рукоположен в иеродиаконы. В 1875 пострижен в мантию с именем Никодим, рукоположен в иеромонахи, в 1880 возведён в сан архимандрита. В 1886 участвовал в реформировании Белградской духовной семинарии и был назначен её ректором. В 1887 вернулся в Далмацию и продолжал науч. и преподавательскую деятельность в Задарской семинарии. В 1890 в Вене Н. был рукоположен в епископы и назначен на Далматинско-Истрийскую кафедру (кафедральный г. Задар). Управлял епархией до ухода на покой в 1912. Последние годы жизни провёл в Дубровнике. В 1930 останки Н. перенесены в г. Шибеник и погребены в храме Преображения Господня.
Н. принадлежат многочисл. сочинения, гл. обр. по церковному праву, а также по церковной истории. Гл. его труд – «Правила Православной Церкви с толкованиями» (кн. 1–2, 1895–96). В толкованиях Н. нашли отражение результаты его многочисл. исследований разл. институтов и отраслей канонического права. Истолковывая канон, Н. обычно представлял его историко-правовой контекст, в т. ч. указывал на обстоятельства, вызвавшие принятие канона. Сопоставляя близкие по содержанию каноны для выявления их точного смысла, Н. показывал особенности применения комментируемого канона в современных ему условиях, в частности в православных епархиях Австро-Венгрии. Толкования Н. на некоторые каноны настолько обстоятельны, что представляют собой самостоят. трактаты (напр., толкование на 12-е правило Трулльского собора является, по сути, большой историко-правовой статьёй о безбрачии епископата). В православной канонич. лит-ре труд Н. до сих пор остаётся непревзойдённым по выверенности и взвешенности суждений, по адекватности в изложении содержания правил, по целостности и полноте охвата церковно-правового материала. Рус. перевод этого сочинения был подготовлен с участием самого автора (изд. в 1911–12).
Важными работами Н. являются также: «Православное церковное право» (1890), переведённое на рус., нем., новогреч., рум. и болг. языки; «Православная Далмация» (1901), в которой содержится обзор церковных событий в Далмации с 1 в. по 1849; и другие. Н. – поч. член Моск. и С.-Петерб. духовных академий, ряда науч. обществ России, Австрии, Сербии, Греции, Румынии, Болгарии.