НИКАНО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИКАНО́Р (Бровкович Александр Иванович) [20.11(2.12).1827, по др. сведениям, 1826, с. Высокое Шкловского у. Могилёвской губ. – 27.12.1890(8.1.1891), Одесса], рос. церковный деятель, проповедник, богослов, философ, архиепископ Одесский (с 1886).
Из семьи священника. Окончил С.-Петерб. духовную академию (1850), пострижен в монахи, рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи (1851). Оставлен в академии бакалавром по кафедре обличительного богословия (1851), позднее вёл курсы введения в православное богословие и обличения раскола. Магистр богословия (1852). Благодаря Н. академич. б-ка приобрела ок. 5 тыс. рукописных старообрядч. сочинений. В противовес сложившемуся схоластич. методу преподавания, Н. практиковал нетрадиц. подход: проявляя интерес к философии, в лекционных курсах детально излагал и критически анализировал разл. филос. течения, в т. ч. атеистические. Это спровоцировало его конфликт с академич. корпорацией. Н. был лишён права чтения основного богословия, впоследствии удалён из С.-Петербурга. Ректор Рижской (1856–1857/58), Саратовской (1857/58–1865), Полоцкой (1865–68) духовных семинарий, с 1856 архимандрит. В Риге занимался описанием старообрядч. рукописей, в Саратове изучал местные течения старообрядчества. Н. осуществил первое систематич. исследование памятников старообрядч. лит-ры. Ректор и проф. основного богословия Казанской духовной академии (1868–76), руководил преобразованием академии по новому уставу 1869. Доктор богословия (1869).
В 1871 Н. рукоположен в епископы с титулом Аксайский, викарий Донской епархии. В 1876–83 еп. Уфимский и Мензелинский; увеличил в епархии количество приходов (с 200 до 300), церковных школ и миссионерских училищ, занимался проповедью среди татар, черемисов, вотяков. В 1883–86 еп. Херсонский и Одесский, в 1886–1890/91 архиеп. Одесский. Председатель Училищного совета при Синоде (1887–89), руководил расширением сети церковно-приходских школ. Награждён орденом Св. Александра Невского (1890).
Гл. труд Н. «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (не завершён; 1875–88, т. 1–3) представляет собой филос. апологию христианства и критику позитивизма. Н. получил известность написанными разг.-лит. языком проповедями, которые были сходны с публицистич. статьями, поскольку откликались на все важнейшие события совр. жизни: проповеди, посвящённые разоблачению нигилизма и антирелигиозных идей, распространению штундизма, проповеди о творчестве А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, И. С. Аксакова. Отд. цикл бесед Н. посвящён критике религ.-филос. учения Л. Н. Толстого, разрушающего, по его словам, «основы общественного и государственного быта». Н. принял участие в полемике с В. С. Соловьёвым по поводу защищаемой им теории развития догматов. Н. также автор мемуарных очерков о жизни и быте рос. духовенства 19 в.