Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕРУКОТВО́РНЫЙ О́БРАЗ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 501-503

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Квливидзе

НЕРУКОТВО́РНЫЙ О́БРАЗ (каль­ка с греч. ἀχειροποίητος), изо­бра­же­ние, чу­дес­но воз­ник­шее без уча­стия ху­дож­ни­ка, т. е. соз­дан­ное Са­мим Бо­гом. Са­мый из­вест­ный – Н. о. Хри­ста, Свя­той уб­рус, Ман­ди­ли­он, Спас Не­ру­ко­твор­ный, Плат Ав­га­ря (греч. ῞Αγιον Μανδύλιον) – изо­бра­же­ние ли­ка Ии­су­са Хри­ста на льня­ном пла­те.

«Царь Авгарь с Нерукотворным образом Христа». Икона. 10 в. Монастырь Святой Екатерины на Синае.

Рас­сказ о воз­ник­но­ве­нии Н. о. Хри­ста со­дер­жит­ся в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Еваг­рия Схо­ла­сти­ка (6 в.). Со­глас­но сир. пре­да­нию нач. 3 в., боль­ной царь Эдес­сы Ав­гарь V Ук­ка­ма (4 г. до н. э. – 7 г. н. э. и 13–50) по­слал сво­его слу­гу Ана­нию с пись­мом к Ии­су­су Хри­сту, при­гла­шая Спа­си­те­ля прий­ти и ис­це­лить его. О пе­ре­пис­ке Хри­ста и Ав­га­ря сви­де­тель­ст­во­вал в 4 в. Ев­се­вий Ке­са­рий­ский («Цер­ков­ная ис­то­рия», кн. 1). В 6 в. поя­вил­ся рас­сказ о том, что Ана­ния дол­жен был так­же на­пи­сать об­раз Хри­ста крас­ка­ми, од­на­ко не смог это­го сде­лать из-за сия­ния, ис­хо­див­ше­го от ли­ка. То­гда Сам Хри­стос, умыв­шись, отёр Своё ли­цо пла­том (уб­ру­сом), на ко­то­ром чу­дес­ным об­ра­зом за­пе­чат­ле­лось Его изо­бра­же­ние. Н. о. был при­не­сён в Эдес­су, по­сле че­го царь Ав­гарь по­лу­чил ис­це­ле­ние, а его под­дан­ные при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во. Пись­мо Хри­ста к Ав­га­рю и Н. о. со­хра­ня­лись в Эдес­се как ре­ли­к­вии. Впо­след­ст­вии пра­ви­те­ли го­ро­да ото­шли от хри­сти­ан­ст­ва, и ве­рую­щие, что­бы спа­сти Н. о., на­хо­див­ший­ся на го­род­ской сте­не, за­кры­ли его че­ре­пи­цей, на ко­то­рой так­же воз­ник­ло не­ру­ко­твор­ное изо­бра­же­ние – Ке­ра­ми­ди­он (свя­тое чре­пие). Со­глас­но Еваг­рию Схо­ла­сти­ку, во вре­мя оса­ды Эдес­сы перс. ца­рём Хос­ро­вом в 544 Н. о. от­кры­ли и го­род был чу­дес­но спа­сён. В 944 ви­зант. имп. Кон­стан­тин VII Баг­ря­но­род­ный тор­же­ст­вен­но пе­ре­нёс свя­ты­ню в Кон­стан­ти­но­поль, в двор­цо­вую ц. Бо­го­ма­те­ри Фа­рос. В честь это­го со­бы­тия ус­та­нов­лен цер­ков­ный празд­ник – Пе­ре­не­се­ние Н. о. (Свя­то­го уб­ру­са) Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста из Эдес­сы в Кон­стан­ти­но­поль [16(29) ав­гу­ста], а так­же со­став­ле­на «По­весть о Не­ру­ко­твор­ном об­ра­зе», ав­то­ром ко­то­рой счи­та­ет­ся имп. Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. По­сле за­хва­та Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми в 1204 ре­ли­к­вия ис­чез­ла.

По­ми­мо Эдес­ско­го Ман­ди­лио­на из­вес­тен Н. о. из Ка­му­лиа­ны (Ма­лая Азия; 6 в.) – най­ден­ный в ко­лод­це от­пе­ча­ток ли­ка Хри­ста на тка­ни, от со­при­кос­но­ве­ния с ко­то­рым чу­дес­но воз­ник вто­рой Н. о. так­же на тка­ни. Ещё один от­пе­ча­ток на че­ре­пи­це по­чи­тал­ся в г. Ие­ра­по­лис (Ма­лая Азия), где по до­ро­ге из Ие­ру­са­ли­ма ос­та­нав­ли­вал­ся по­слан­ник ца­ря Ав­га­ря Ана­ния, спря­тав­ший во вре­мя ноч­ле­га св. Ман­ди­ли­он сре­ди кир­пи­чей.

«Спас Нерукотворный». Икона. 2-я пол. 12 в. Новгород. Третьяковская галерея (Москва).

Н. о. Хри­ста по­лу­чил ши­ро­чай­шую из­вест­ность в хри­сти­ан­ском ми­ре. Ха­рак­тер­ные чер­ты про­то­ти­па со­хра­ни­ли его спи­ски, наи­бо­лее ран­ним из ко­то­рых мож­но счи­тать изо­бра­же­ние Н. о. на створ­ке ико­ны 10 в. из мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае. Ико­на пер­во­на­чаль­но пред­став­ля­ла со­бой трип­тих, в сред­ни­ке ко­то­ро­го на­хо­ди­лась ко­пия Н. о. На со­хра­нив­ших­ся со­еди­нён­ных вме­сте бо­ко­вых створ­ках изо­бра­же­ны ап. Фад­дей, про­по­ве­дав­ший в Эдес­се хри­сти­ан­ст­во, и царь Ав­гарь, в ру­ках ко­то­ро­го на­хо­дит­ся бе­лый плат с зо­ло­той ба­хро­мой с ог­лав­ным изо­бра­же­ни­ем Хри­ста (лик и шея) с пе­ре­кре­сти­ем, без ним­ба, с во­ло­са­ми, за­ки­ну­ты­ми на­зад. Та­кой же тип ог­лав­но­го изо­бра­же­ния име­ет­ся в рос­пи­си ц. Сак­ли-ки­ли­се в Гё­ре­ме (Кап­па­до­кия, 11 в.), на эма­ли мед­но­го кре­ста-эн­кол­пио­на из Кие­ва (1-я пол. 12 в., Му­зео Сак­ро, Ва­ти­кан), а так­же в рос­пи­си Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­рож­ско­го мон. (1140-е гг.), где Ман­ди­ли­он и Ке­ра­ми­ди­он с греч. над­пи­ся­ми по­ме­ще­ны со­от­вет­ст­вен­но на ще­ках вост. и зап. под­пруж­ных арок. В рос­пи­си ц. Па­на­гии ту-Ара­кос близ Ла­гу­де­ры (Кипр, 1192), где так­же име­ют­ся оба ва­ри­ан­та Н. о., у шеи Хри­ста ви­ден ги­ма­тий. Др. ва­ри­ант изо­бра­же­ния Н. о. пред­став­ля­ет толь­ко лик с сим­мет­рич­но сви­саю­щи­ми по сто­ро­нам пря­дя­ми во­лос и пыш­ной, ино­гда раз­де­лён­ной на пря­ди бо­ро­дой [дву­сто­рон­няя нов­го­род­ская ико­на 2-й пол. 12 в., ГТГ; не со­хра­нив­шие­ся фре­ски ц. Спа­са на Не­ре­ди­це (1199); мо­заи­ка со­бо­ра в г. Мон­реа­ле (Си­ци­лия; 1180–89); ико­на из со­бо­ра Нотр-Дам в Ла­не (1-я треть 13 в.) со слав. над­пи­сью: «Об­раз Гос­по­день на уб­ру­се»]. Плат изо­бра­жа­ет­ся ли­бо в ви­де ор­на­мен­ти­ро­ван­ной рас­тя­ну­той тка­ни, в со­от­вет­ст­вии с ука­за­ни­ем на то, что Ав­гарь ук­ре­пил ткань на дос­ке, ли­бо со­б­ран­ным в склад­ки, что под­чёр­ки­ва­ло ис­то­рич. дос­то­вер­ность про­ис­хо­ж­де­ния Н. о. Нов­го­род­ская дву­сто­рон­няя ико­на из ГТГ – ред­кий при­мер изо­бра­же­ния не на тка­ни, а на зо­ло­том фо­не. Ке­ра­ми­ди­он, на изо­бра­же­ни­ях ко­то­ро­го при­сут­ст­ву­ют про­жил­ки или ими­та­ция фор­мы кир­пи­ча, встре­ча­ет­ся толь­ко в мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях. Изо­бра­же­ния Спа­си­те­ля на ико­нах Н. о. со­про­во­ж­да­ют­ся мо­но­грам­мой име­ни Хри­ста «IС ХС», над­пи­сью, ука­зы­ваю­щей на са­му ре­ли­к­вию – «τἅγιον μανδύλιον» (свя­той уб­рус) или «τ γιον ϰεραμύδιον » (свя­тое чре­пие), ино­гда до­пол­ня­ет­ся эпи­те­том «Царь Сла­вы» (ико­на из Рос­то­ва кон. 13 – нач. 14 вв., ГТГ).

Др. тип Н. о., пред­став­ляю­щий лик Хри­ста с кли­но­об­раз­ной бо­ро­дой и плот­но при­ле­гаю­щи­ми дву­мя за­ост­рён­ны­ми пря­дя­ми во­лос, по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в 13–15 вв. Наи­бо­лее ран­ним об­ра­зом та­ко­го ти­па яв­ля­ет­ся ико­на Н. о. в Ва­ти­ка­не (Пап­ские двор­цы; до 1208). Ико­на про­ис­хо­дит из итал. мон. Сан-Силь­ве­ст­ро-ин-Ка­пи­те, ку­да бы­ла при­ве­зе­на, ве­ро­ят­но, по­сле за­хва­та Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми. Её осо­бен­но­стью яв­ля­ет­ся тех­ни­ка ис­пол­не­ния. Об­раз на­пи­сан не на де­ре­ве, а на хол­сте, при­ло­жен­ном к дос­ке и при­кре­п­лён­ном к ней сплош­ным лис­том ок­ла­да, вы­рез ко­то­ро­го идёт по кон­ту­ру ли­ка. Этот факт со­от­вет­ст­ву­ет опи­са­нию то­го, как из­го­тав­ли­ва­лись ко­пии Ман­ди­лио­на, его бу­к­валь­ные по­вто­ре­ния в ма­те­риа­ле. В Ри­ме та­кие ико­ны по­лу­чи­ли назв. «Ис­тин­ный Об­раз» (Vera Icona). Со­хра­ни­лись спи­ски Н. о., точ­но вос­про­из­во­дя­щие его ико­но­гра­фич. осо­бен­но­сти (рим. фре­ска нач. 14 в., Му­зей икон, Рек­линг­хау­зен; дип­тих с Вос­кре­се­ни­ем и Н. о., 1335, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон). Бли­жай­шее сход­ство с рим. ико­ной име­ет ико­на Н. о., хра­ня­щая­ся в Ге­нуе, в мон. Сан-Бар­то­ло­мео-де­льи-Ар­ме­ни (ок. 1362) – дар го­ро­ду ви­зант. имп. Ио­ан­на V Па­лео­ло­га. По мне­нию нем. ис­сле­до­ва­те­ля Х. Бель­тин­га, та­кой же об­раз на­хо­дил­ся в сред­ни­ке си­най­ско­го трип­ти­ха. Этот об­раз и по­доб­ные ему, по мне­нию Бель­тин­га, яв­ля­ют­ся точ­ны­ми ко­пия­ми под­лин­но­го эдес­ско­го Ман­ди­лио­на, дос­то­вер­ный вид ко­то­ро­го, од­на­ко, ос­та­ёт­ся не­из­вест­ным.

Сце­ны с ис­то­ри­ей Н. о., на­чи­ная с си­най­ской ико­ны 10 в., по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в ми­ниа­тю­рах ру­ко­пи­сей, на ико­нах и ок­ла­дах, в мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях [ми­ниа­тю­ры ми­но­ло­гия 11 в., Нац. б-ка, Па­риж, Gr. 1528. Fol. 181v; ми­ниа­тю­ра Хро­ни­ки Ио­ан­на Ски­ли­цы (пе­ре­не­се­ние Н. о. в Кон­стан­ти­но­поль), 12 в., Нац. б-ка, Мад­рид, Gr. 2. Fol. 131r; ми­ниа­тю­ры лат. ру­копи­си 13 в., Нац. б-ка, Па­риж, Lat. 2688; клей­ма се­реб­ря­но­го ви­зант. ок­ла­да ико­ны из Ге­нуи; цикл ис­то­рии Н. о. в рос­пи­си со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы мон. Ма­тейч, Ма­ке­до­ния, 1356–60]. В кон. 16–17 вв. в рус. иск-ве по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ико­ны Спа­са Не­ру­ко­твор­но­го с ил­лю­ст­ра­ция­ми «Ска­за­ния о Спа­се Не­ру­ко­твор­ном» в клей­мах (напр., ико­на Ки­рил­ла Ула­но­ва в ц. По­кро­ва в Фи­лях в Мо­ск­ве, 1694).

«Святая Вероника». Художник Х. Мемлинг. 1470–75. Национальная галерея искусства (Вашингтон).

В зап.-ев­роп. иск-ве по­пу­ля­рен Н. о. Хри­ста в тер­но­вом вен­це, по­лу­чив­ший назв. «Плат Ве­ро­ни­ки». В ос­но­ве это­го изо­бра­же­ния ле­жит ви­зант. «По­весть о Не­ру­ко­твор­ном об­ра­зе», в ко­то­рой го­во­рит­ся об об­ра­зе, воз­ник­шем на пла­те, ко­то­рым Хри­стос отёр кро­ва­вый пот во вре­мя мо­лит­вы в Геф­си­ман­ском са­ду. Од­на­ко в лат. тра­ди­ции это пре­да­ние транс­фор­ми­ро­ва­лось: по­яв­ле­ние об­раза свя­за­ли с жен­щи­ной Ве­ро­ни­кой (ве­ро­ят­но, от Vera Icona), по­дав­шей пла­ток Хри­сту во вре­мя ше­ст­вия на Гол­го­фу. Сю­жет со св. Вероникой широко распро­странён в искусстве 15–17 вв., причём на плате, который святая держит в руках, Хрис­тос изображается как в терновом венце, так и без него. В 18 в. Н. о. Христа в терновом венце поя­ви­лись и в Рос­сии.

Су­ще­ст­во­вал так­же Н. о. Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, воз­ник­ший в апо­столь­ские вре­ме­на на стол­пе в хра­ме г. Лид­да (Ди­ос­по­лис Па­ле­стин­ский). Спи­сок с это­го изо­бра­же­ния, вы­пол­нен­ный по за­ка­зу пат­ри­ар­ха Гер­ма­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (8 в.), про­сла­вил­ся в эпо­ху ико­но­бор­че­ст­ва и из­вес­тен как Лидд­ская (Рим­ская) ико­на Бо­го­ма­те­ри. В г. Са­ло­ни­ки су­щест­ву­ет ц. Бо­го­ма­те­ри Ахи­ро­пии­тос (ΠαναγίαΑχειροποίητος), 5 в., на­зва­ние ко­то­рой, ве­ро­ят­но, свя­за­но с по­чи­тав­шей­ся в ней чу­до­твор­ной ико­ной Бо­го­ро­ди­цы.

Лит.: Гра­бар А. Н. Не­ру­ко­твор­ный Спас Лан­ско­го со­бо­ра. Пра­га, 1930; Weitzmann K. The Mandylion and constantine porphyrogennetos // Cahiers Archeologiques. 1960. № 11; The holy face and paradox of representation / Ed. H. Kess­ler, G. Wolf. Bologna, 1998; Спас Не­ру­ко­твор­ный в рус­ской ико­не / Авт.-сост. Л. М. Ев­сее­ва, А. М. Ли­дов, Н. Н. Чуг­рее­ва. М., 2005; Квли­вид­зе Н. В. Ска­за­ние о Лидд­ской-Рим­ской ико­не Бо­го­ма­те­ри в мо­с­ков­ском ис­кус­ст­ве вто­рой по­ло­ви­ны XVI в. // Вест­ник РГГУ. М., 2007. № 10/07.

Вернуться к началу