Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИТА́ЙСКАЯ АВТОНО́МНАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 170

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. И. Петровский

КИТА́ЙСКАЯ АВТОНО́МНАЯ ПРА­ВО­СЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (КАПЦ; кит. – Чжунхуа цзыч­жу дун­чжэнц­зяо цзяо­хуэй), ав­то­ном­ная пра­во­слав­ная цер­ковь в юрис­дик­ции Мо­сков­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Объ­еди­ня­ет пра­во­слав­ные об­щи­ны на тер­ри­то­рии Ки­тая.

История

Пра­во­сла­вие поя­ви­лось в Ки­тае в 17 в., ко­гда в Пе­кин при­был рус. свящ. Мак­сим Ле­он­ть­ев. В 1713 бы­ла об­ра­зо­ва­на Рос. ду­хов­ная мис­сия в Ки­тае (РДМК; др. наз­ва­ние – Пе­кин­ская мис­сия), при­быв­шая в Пе­кин в 1715 и ис­пол­няв­шая, на­ря­ду с мис­сио­нер­ски­ми, функ­ции ди­пло­ма­тич. пред­ста­ви­тель­ст­ва Рос­сии. В 1902 РДМК воз­гла­вил ар­хие­рей. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 в Рос­сии РДМК пе­ре­шла в под­чи­не­ние за­ру­беж­но­му Ар­хие­рей­ско­му си­но­ду Рус. церк­ви, в 1922 на ба­зе мис­сии бы­ли уч­ре­ж­де­ны Пе­кин­ская епар­хия, вклю­чав­шая Шан­хай­ское и Тянь­цзинь­ское (позд­нее Хань­коу­ское) ви­ка­ри­ат­ст­ва, и Хар­бин­ская епар­хия, в со­став ко­то­рой во­шли Хай­лар­ское и Ци­ци­кар­ское ви­ка­ри­ат­ст­ва. В 1934 в Пе­кин­ской епар­хии бы­ло до­пол­ни­тель­но уч­ре­ж­де­но Синь­цзян­ское ви­ка­ри­ат­ст­во.

Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны кон­так­ты ме­ж­ду пра­во­слав­ной цер­ко­вью в Ки­тае и РПЦЗ пре­рва­лись. В 1945 ра­бо­тав­шее в Хар­би­не епи­скоп­ское со­ве­ща­ние ре­ши­ло про­сить пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия I о воз­вра­ще­нии в юрис­дик­цию Моск. пат­ри­ар­ха­та. Вос­со­еди­не­ние со­стоя­лось 27.12.1945. В пре­де­лах Ки­тая и Ко­реи был об­ра­зо­ван еди­ный ми­тро­по­ли­чий ок­руг с при­свое­ни­ем ми­тро­по­ли­ту ти­ту­ла Хар­бин­ский и Вос­точ­но-Ази­ат­ский. В 1946 ок­руг был пре­об­ра­зо­ван в Вост.-Ази­ат. эк­зар­хат, вклю­чаю­щий Пе­кин­скую, Хар­бин­скую, Шан­хай­скую, Тянь­цзинь­скую и Синь­цзян­скую епар­хии. Од­на­ко в том же го­ду еп. Шан­хай­ский Ио­анн (Мак­си­мо­вич) вос­ста­но­вил об­ще­ние с РПЦЗ, в ре­зуль­та­те че­го на тер­ри­то­рии Ки­тая воз­ник­ли па­рал­лель­ные цер­ков­ные струк­ту­ры. Пат­ри­арх Мо­с­ков­ский ут­вер­дил в долж­но­сти на­чаль­ни­ка РДМК ар­хи­еп. Пе­кин­ско­го и Ки­тай­ско­го Вик­то­ра (Свя­ти­на), а Ар­хие­рей­ский си­нод РПЦЗ – ар­хи­еп. Ио­ан­на (Мак­си­мо­ви­ча). По­сле об­ра­зо­ва­ния КНР (1949) ар­хи­еп. Ио­анн вме­сте со мно­ги­ми рус. эмиг­ран­та­ми вы­ехал из Ки­тая.

В 1950 в Моск. пат­ри­ар­ха­те бы­ло при­ня­то ре­ше­ние ме­нее чем за 10 лет соз­дать в Ки­тае пра­во­слав­ную цер­ковь с нац. кли­ром и па­ст­вой. 30.7.1950 был ру­копо­ло­жен пер­вый ар­хие­рей-ки­та­ец – еп. Тянь­цзинь­ский Си­ме­он (Ду). Чис­ло кит. свя­щен­ни­ков уве­ли­чи­ва­лось. В 1954 Си­нод РПЦ уп­разд­нил мис­сию, ос­та­вив все пра­во­слав­ные хра­мы в Ки­тае в ве­де­нии Вост.-Ази­ат. эк­зар­ха­та. Од­на­ко из­ме­не­ния в об­ществ. жиз­ни КНР при­ве­ли к уп­разд­не­нию эк­зар­ха­та. 23.11.1956 Си­нод РПЦ пе­ре­дал все хра­мы в ве­де­ние Кит. пра­во­слав­ной церк­ви. Ей бы­ла пре­дос­тав­ле­на ав­то­но­мия с пра­вом из­бра­ния пред­стоя­те­ля, ко­то­рый дол­жен был ут­вер­ждать­ся пат­ри­ар­хом Мо­с­ков­ским и всея Ру­си. В 1956 От­дел куль­тов при Гос­со­ве­те КНР дал со­гла­сие на на­зна­чение гла­вы КАПЦ. В Мо­ск­ве 30.5.1957 со­стоя­лась ар­хие­рей­ская хи­ро­то­ния еп. Пе­кин­ско­го и Ки­тай­ско­го Ва­си­лия (Шуа­на), ко­то­рый дол­жен был вре­мен­но ис­пол­нять обя­зан­но­сти гла­вы КАПЦ. Од­на­ко со­звать со­бор, пол­но­моч­ный из­брать гла­ву КАПЦ, не уда­лось. По­сле смер­ти епи­ско­пов Ва­си­лия (1962) и Си­ме­о­на (1965) КАПЦ ли­ши­лась ар­хи­пас­тыр­ско­го ру­ко­во­дства. Го­не­ния, по­сле­до­вав­шие в пе­ри­од «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» 1966–76, сде­ла­ли не­воз­мож­ной пол­но­цен­ную цер­ков­ную жизнь.

Современное положение

К нач. 21 в. в Ки­тае на­счи­ты­ва­лось неск. ты­сяч ве­рую­щих, при­над­ле­жа­щих КАПЦ, про­жи­ваю­щих в Пе­ки­не, Шан­хае, пров. Хэй­лунц­зян, ав­то­ном­ных рай­онах (Синь­цзян-Уй­гур­ский и Внутр. Мон­го­лия). Цер­ковь не име­ет пред­стоя­те­ля. Ка­но­нич. по­пе­че­ние о её па­ст­ве осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пат­ри­ар­хом Мо­с­ков­ским и всея Ру­си. Пред­се­да­те­лю От­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей Моск. пат­ри­ар­ха­та по­ру­че­но ре­ше­ние прак­тич. во­про­сов по уре­гу­ли­ро­ва­нию пра­во­слав­ной жиз­ни в Ки­тае. От­де­лом во­зоб­нов­ле­но из­да­ние ж. «Ки­тай­ский бла­го­ве­ст­ник» на рус. яз., с ча­стью ма­те­риа­лов на кит. яз.; си­ла­ми кит. ве­рую­щих при под­держ­ке Таш­кент­ской и Сред­не­ази­ат­ской епар­хии РПЦ на кит. яз. из­да­ёт­ся ж. «Ки­тай­ское бла­го­вес­тие». Бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся на кит., цер­ков­но­сла­вян­ском и англ. язы­ках. Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 6.10.2008 во­зоб­нов­ле­на дея­тель­ность при­хо­да в честь свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в спе­ци­аль­ном адм. райо­не КНР Сян­ган (Гон­конг).

Лит.: Позд­ня­ев Д., свящ. Пра­во­сла­вие в Ки­тае (1900–1997 гг.). М., 1998.

Вернуться к началу