КАТАКО́МБНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТАКО́МБНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ в СССР в 20 в., собирательное название нелегальных православных общин, находившихся в оппозиции к советской власти, а зачастую и к священноначалию Рус. православной церкви Московского патриархата.
Первые нелегальные общины возникли в Центр. Черноземье в ходе крестьянских выступлений Гражд. войны 1917–1922. Временный захват церковной власти в 1922 деятелями обновленчества стал причиной появления К. д. во многих районах страны. Тогда же фиксируется первое употребление термина «катакомбы» для противопоставления нелегальных богослужений сторонников Всероссийского патриарха Тихона (Белавина) легальным службам обновленцев. В 1920-е гг. значит. часть К. д. составляли секты эсхатологич. направленности, обожествлявшие отд. лиц (иоанниты, стефановцы, фёдоровцы и др.).
«Декларация» 1927 о лояльности к сов. власти, изданная Высшим управлением РПЦ, перемещения архиереев по политич. мотивам и др. акты стали причиной появления широкой церковной оппозиции (сначала легальной, но вскоре ушедшей в подполье) – т. н. движения непоминающих [не поминавших за богослужением гос. власти и заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского)]. Первоначально насчитывалось св. 40 архиереев, занявших критич. позицию по отношению к митр. Сергию, но большинство из них не были связаны между собой.
Наиболее многочисленной и сплочённой явилась иосифлянская группа, названная по имени её руководителя – митр. Ленинградского Иосифа (Петровых), который в нач. 1928 для обозначения участников движения ввёл определение Истинно-православной церкви (ИПЦ). Центром этого движения стал Ленинград, где 26.12.1927 епископы Гдовский Димитрий (Любимов) и Нарвский Сергий (Дружинин), часть пресвитеров и мирян, в т. ч. влиятельные в церковных кругах протоиереи В. Верюжский, В. Добронравов, С. и А. Тихомировы, подписали акт отхода от митр. Сергия (Страгородского). Значит. распространение ИПЦ получила также в Вятской, Вотской (Воткинской), Воронежской, Тамбовской, Новгородской, Краснодарской, Киевской и Харьковской епархиях. Общая численность движения составляла 2400–2700 приходов и ок. 3500 священников и монахов, но в условиях антицерковной гос. политики оно было обречено на поражение. В 1930-е гг. в результате репрессий погибли все руководители движения: митр. Иосиф, архиеп. (с 1929) Димитрий (Любимов), епископы Алексий (Буй), Виктор (Островидов), Сергий (Дружинин), Нектарий (Трезвинский), проф. М. А. Новосёлов и др. К сер. 1940-х гг. ИПЦ фактически перестала существовать. Часть выживших в лагерях иосифлян примирилась с Моск. патриархатом, непримирившаяся часть осталась на нелегальном положении и составила особую традицию К. д., которая прослеживается до 1980-х гг.
К 1927–28 возникли даниловское, мечёвское, украинское, андреевское течения «непоминающих». Даниловская группа включала ок. 10 архиереев и возглавлялась настоятелем моск. Данилова монастыря архиеп. Феодором (Поздеевским). Мечёвцы назывались по фамилии моск. прот. Сергия Мечёва, к ним относились 5–6 архиереев. В укр. группу входили иерархи, проживавшие в Киевской и ближайших епархиях (4–5 чел.), во главе со схиархиепископом Антонием (Абашидзе). Значит. число священнослужителей являлось андреевцами – сторонниками еп. Андрея (Ухтомского), резко выступившего против «Декларации» 1927. «Непоминающие» архиереи существовали и вне этих течений, напр. митр. Казанский Кирилл (Смирнов), еп. Варнава (Беляев). Большинство «непоминающих», не порывая молитвенного общения, старалось обособиться от митр. Сергия и находиться в стороне от церковной жизни. Тактику активного противодействия выбрали часть даниловцев и андреевцы. Важную роль в создании К. д. сыграл еп. Андрей (Ухтомский), рукоположивший более 10 тайных архиереев. Именно он ввёл в широкое употребление для обозначения верующих, сознательно ушедших в 1920-е гг. в «катакомбы», существовавший и ранее термин «истинно-православные христиане» (ИПХ). В 1933 среди ИПХ возникло движение «беспаспортников»; отказ от паспорта порой трактовался как отрицание печати антихриста и объявление себя не гражданином СССР. В кон. 1920-х гг. в подполье находились в основном ИПХ и часть ИПЦ, но с сер. 1930-х гг., после закрытия почти всех православных храмов, бо́льшую часть К. д. составили верующие, не порывавшие с митр. Сергием. Они ушли в подполье вынужденно, но когда положение изменилось, восстановили связь с избранным в 1943 патриархом Сергием. В «катакомбы» ушли и умеренные группы «непоминающих», считавшие отход от Московского патриархата временным явлением.
Улучшение отношения гос. власти к Московскому патриархату в период Вел. Отеч. войны сопровождалось попыткой властей произвести в 1943–46 разгром К. д. Большинство выявленных в Европ. части СССР ИПХ было выслано или заключено в лагеря. Появившиеся возможности легальной церковной жизни способствовали возвращению в Московский патриархат его паствы, ушедшей в 1930-х гг. в подполье, а также части иосифлян (ИПЦ) и большинства других «непоминающих». Во 2-й пол. 1940-х гг. в «катакомбах» остались в основном ИПХ и часть ИПЦ, началось формирование собств. катакомбной религ. субкультуры, для которой характерны оппозиционность Московскому патриархату, антисоветская ориентация и изоляционизм.
Во 2-й пол. 1940-х гг. в результате ужесточения гос. церковной политики наблюдался определённый рост К. д. (особенно в Центр. Черноземье), однако в результате гонений 1950–53 их численность сократилась почти вдвое. Новая активизация К. д. началась в сер. 1950-х гг., когда из лагерей вышли многие из не признававших Московский патриархат верующих. В 1950–60-е гг. существовало 5 осн. районов деятельности ИПХ: Центр. Черноземье и соседние области Украины; Ростовская обл., Краснодарский край и Сев. Кавказ; Поволжье – от Чуваш. АССР до Саратовской обл.; Ивановская, Ярославская, Горьковская, Костромская и Владимирская области; Алтайский край и соседние области. Отд. группы существовали и в др. регионах СССР. На оживление деятельности ИПХ власти отреагировали гонениями в 1958–1964, включив ИПХ в число запрещённых сект. В результате репрессий число ИПХ вновь сократилось, однако К. д. в целом в нач. 1960-х гг. заметно выросло: после закрытия в этот период мн. храмов Московского патриархата ок. 4 тыс. священников остались без мест, многие из них продолжили служить нелегально. Только в РСФСР на 1.6.1962 было выявлено 684 нелегальных прихода. В последние годы «хрущёвских гонений» некоторые иерархи РПЦ начали рукополагать тайных священников.
В 1960-е гг., как и в 1930-е гг., усиление гонений сблизило все православные течения. Преследования, которым подвергалась РПЦ, подняли её авторитет даже среди непримиримо настроенных церковных группировок. В результате в К. д. в 1960–80-е гг. произошли качественные изменения: оформилось несколько имевших иерархич. руководство группировок, в т. ч. на базе ИПХ. Почти все они не имели канонич. общения между собой. Различались они и по своему отношению к Московскому патриархату – от признания его юрисдикции до полного отрицания таинств, совершаемых его священниками. Доля традиционных ИПХ в К. д. сокращалась. Последние проявления открытого неподчинения властям среди ИПХ произошли в 1981 в связи с обменом паспортов. На 1980–84 пришлась заключительная волна гонений на катакомбные общины. История катакомбных групп 1970–80-х гг. слабо или сомнительно документирована. В 1990-е гг. большинство катакомбников легализовало свою деятельность.