Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАТАКО́МБНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 308

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Шкаровский

КАТАКО́МБНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ в СССР в 20 в., со­би­ра­тель­ное на­зва­ние не­ле­галь­ных пра­во­слав­ных об­щин, на­хо­див­ших­ся в оп­по­зи­ции к советской вла­сти, а за­ча­стую и к свя­щен­но­на­ча­лию Рус. пра­во­слав­ной церк­ви Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та.

Пер­вые не­ле­галь­ные об­щи­ны воз­ник­ли в Центр. Чер­но­зе­мье в хо­де кре­сть­ян­ских вы­сту­п­ле­ний Гражд. вой­ны 1917–1922. Временный за­хват цер­ков­ной вла­сти в 1922 дея­те­ля­ми об­нов­лен­че­ст­ва стал при­чи­ной по­яв­ле­ния К. д. во мно­гих рай­онах стра­ны. То­гда же фик­си­ру­ет­ся пер­вое упот­реб­ле­ние тер­ми­на «ка­та­ком­бы» для про­ти­во­пос­тав­ле­ния не­ле­галь­ных бо­го­слу­же­ний сто­рон­ни­ков Все­рос­сий­ско­го пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (Бе­ла­ви­на) ле­галь­ным служ­бам об­нов­лен­цев. В 1920-е гг. зна­чит. часть К. д. со­став­ля­ли сек­ты эс­ха­то­ло­гич. на­прав­лен­но­сти, обо­же­ст­в­ляв­шие отд. лиц (ио­ан­ни­ты, сте­фа­нов­цы, фё­до­ров­цы и др.).

«Дек­ла­ра­ция» 1927 о ло­яль­но­сти к сов. вла­сти, из­дан­ная Выс­шим управ­ле­ни­ем РПЦ, пе­ре­ме­ще­ния ар­хие­ре­ев по по­ли­тич. мо­ти­вам и др. ак­ты ста­ли при­чи­ной по­яв­ле­ния ши­ро­кой цер­ков­ной оп­по­зи­ции (сна­ча­ла ле­галь­ной, но вско­ре ушед­шей в под­по­лье) – т. н. дви­же­ния не­по­ми­наю­щих [не по­ми­нав­ших за бо­го­слу­же­ни­ем гос. вла­сти и за­мес­ти­те­ля пат­ри­ар­ше­го ме­сто­блю­сти­те­ля митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го)]. Пер­во­на­чаль­но на­счи­ты­ва­лось св. 40 ар­хие­ре­ев, за­няв­ших кри­тич. по­зи­цию по от­но­ше­нию к митр. Сер­гию, но боль­шин­ст­во из них не бы­ли свя­за­ны ме­ж­ду со­бой.

Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ной и спло­чён­ной яви­лась ио­сиф­лян­ская груп­па, на­зван­ная по име­ни её ру­ко­во­ди­те­ля – митр. Ле­нин­град­ско­го Ио­си­фа (Пет­ро­вых), ко­то­рый в нач. 1928 для обо­зна­че­ния участ­ни­ков дви­же­ния ввёл оп­ре­де­ле­ние Ис­тин­но-пра­во­слав­ной церк­ви (ИПЦ). Цен­тром это­го дви­же­ния стал Ле­нин­град, где 26.12.1927 епи­ско­пы Гдов­ский Ди­мит­рий (Лю­би­мов) и Нарв­ский Сер­гий (Дру­жи­нин), часть пре­сви­те­ров и ми­рян, в т. ч. влия­тель­ные в цер­ков­ных кру­гах про­тои­е­реи В. Ве­рюж­ский, В. Доб­ро­нра­вов, С. и А. Ти­хо­ми­ро­вы, под­пи­са­ли акт от­хо­да от митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го). Зна­чит. рас­про­стра­не­ние ИПЦ по­лу­чи­ла так­же в Вят­ской, Вот­ской (Вот­кин­ской), Во­ро­неж­ской, Там­бов­ской, Нов­го­род­ской, Крас­но­дар­ской, Ки­ев­ской и Харь­ков­ской епар­хи­ях. Об­щая чис­лен­ность дви­же­ния со­став­ля­ла 2400–2700 при­хо­дов и ок. 3500 свя­щен­ни­ков и мо­на­хов, но в ус­ло­ви­ях ан­ти­цер­ков­ной гос. по­ли­ти­ки оно бы­ло об­ре­че­но на по­ра­же­ние. В 1930-е гг. в ре­зуль­та­те ре­прес­сий по­гиб­ли все ру­ко­во­ди­те­ли дви­же­ния: митр. Ио­сиф, ар­хи­еп. (с 1929) Ди­мит­рий (Лю­би­мов), епи­ско­пы Алек­сий (Буй), Вик­тор (Ост­ро­ви­дов), Сер­гий (Дру­жи­нин), Нек­та­рий (Трез­вин­ский), проф. М. А. Но­во­сё­лов и др. К сер. 1940-х гг. ИПЦ фак­ти­че­ски пе­ре­ста­ла су­ще­ст­во­вать. Часть вы­жив­ших в ла­ге­рях ио­сиф­лян при­ми­ри­лась с Моск. пат­ри­ар­ха­том, не­при­ми­рив­шая­ся часть ос­та­лась на не­ле­галь­ном по­ло­же­нии и со­ста­ви­ла осо­бую тра­ди­цию К. д., ко­то­рая про­сле­жи­ва­ет­ся до 1980-х гг.

К 1927–28 воз­ник­ли да­ни­лов­ское, ме­чёв­ское, ук­ра­ин­ское, ан­д­ре­ев­ское те­че­ния «не­по­ми­наю­щих». Да­ни­лов­ская груп­па вклю­ча­ла ок. 10 ар­хие­ре­ев и воз­глав­ля­лась на­стоя­те­лем моск. Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря ар­хи­еп. Фео­до­ром (По­зде­ев­ским). Ме­чёв­цы на­зы­ва­лись по фа­ми­лии моск. прот. Сер­гия Ме­чё­ва, к ним от­но­си­лись 5–6 ар­хие­ре­ев. В укр. груп­пу вхо­ди­ли ие­рар­хи, про­жи­вав­шие в Ки­ев­ской и бли­жай­ших епар­хи­ях (4–5 чел.), во гла­ве со схи­ар­хие­пи­ско­пом Ан­то­ни­ем (Аба­ши­д­зе). Зна­чит. чис­ло свя­щен­но­слу­жи­те­лей яв­ля­лось ан­д­ре­ев­ца­ми – сто­рон­ни­ка­ми еп. Ан­д­рея (Ух­том­ско­го), рез­ко вы­сту­пив­ше­го про­тив «Дек­ла­ра­ции» 1927. «Не­по­ми­наю­щие» ар­хие­реи су­ще­ст­во­ва­ли и вне этих те­чений, напр. митр. Ка­зан­ский Ки­рилл (Смир­нов), еп. Вар­на­ва (Бе­ля­ев). Боль­шин­ст­во «не­по­ми­наю­щих», не по­ры­вая мо­лит­вен­но­го об­ще­ния, ста­ра­лось обо­со­бить­ся от митр. Сер­гия и на­хо­дить­ся в сто­ро­не от цер­ков­ной жиз­ни. Так­ти­ку ак­тив­но­го про­ти­во­дей­ст­вия вы­бра­ли часть да­ни­лов­цев и ан­д­ре­ев­цы. Важ­ную роль в соз­да­нии К. д. сыг­рал еп. Ан­д­рей (Ух­том­ский), ру­ко­по­ло­жив­ший бо­лее 10 тай­ных ар­хие­ре­ев. Имен­но он ввёл в ши­ро­кое упо­треб­ле­ние для обо­зна­че­ния ве­рую­щих, соз­на­тель­но ушед­ших в 1920-е гг. в «ка­та­ком­бы», су­ще­ст­во­вав­ший и ра­нее тер­мин «ис­тин­но-пра­во­слав­ные хри­стиа­не» (ИПХ). В 1933 сре­ди ИПХ воз­ник­ло дви­же­ние «бес­пас­порт­ни­ков»; от­каз от пас­пор­та по­рой трак­то­вал­ся как от­ри­ца­ние пе­ча­ти ан­ти­хри­ста и объ­яв­ле­ние се­бя не гра­ж­да­ни­ном СССР. В кон. 1920-х гг. в под­по­лье на­хо­ди­лись в ос­нов­ном ИПХ и часть ИПЦ, но с сер. 1930-х гг., по­сле за­кры­тия поч­ти всех пра­во­слав­ных хра­мов, бо́льшую часть К. д. со­ста­ви­ли ве­рую­щие, не по­ры­вав­шие с митр. Сер­ги­ем. Они уш­ли в под­по­лье вы­ну­ж­ден­но, но ко­гда по­ло­же­ние из­ме­ни­лось, вос­ста­но­ви­ли связь с из­бран­ным в 1943 пат­ри­ар­хом Сер­ги­ем. В «ка­та­ком­бы» уш­ли и уме­рен­ные груп­пы «не­по­ми­наю­щих», счи­тав­шие от­ход от Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та вре­мен­ным яв­ле­ни­ем.

Улуч­ше­ние от­но­ше­ния гос. вла­сти к Мо­с­ков­ско­му пат­ри­ар­ха­ту в пе­ри­од Вел. Отеч. вой­ны со­про­во­ж­да­лось по­пыт­кой вла­стей про­из­ве­сти в 1943–46 раз­гром К. д. Боль­шин­ст­во вы­яв­лен­ных в Ев­роп. час­ти СССР ИПХ бы­ло вы­сла­но или за­клю­че­но в ла­ге­ря. Поя­вив­шие­ся воз­мож­но­сти ле­галь­ной цер­ков­ной жиз­ни спо­соб­ст­во­ва­ли воз­вра­ще­нию в Мо­с­ков­ский пат­ри­ар­хат его па­ст­вы, ушед­шей в 1930-х гг. в под­по­лье, а так­же час­ти ио­сиф­лян (ИПЦ) и боль­шин­ст­ва дру­гих «не­по­ми­наю­щих». Во 2-й пол. 1940-х гг. в «ка­та­ком­бах» ос­та­лись в ос­нов­ном ИПХ и часть ИПЦ, на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние собств. ка­та­комб­ной ре­лиг. суб­куль­ту­ры, для ко­то­рой ха­рак­тер­ны оп­по­зи­ци­он­ность Мо­с­ков­ско­му пат­ри­ар­ха­ту, ан­ти­со­вет­ская ори­ен­та­ция и изо­ля­цио­низм.

Во 2-й пол. 1940-х гг. в ре­зуль­та­те уже­сто­че­ния гос. цер­ков­ной по­ли­ти­ки на­блю­дал­ся оп­ре­де­лён­ный рост К. д. (осо­бен­но в Центр. Чер­но­земье), од­на­ко в ре­зуль­та­те го­не­ний 1950–53 их чис­лен­ность со­кра­ти­лась поч­ти вдвое. Но­вая ак­ти­ви­за­ция К. д. на­ча­лась в сер. 1950-х гг., ко­гда из ла­ге­рей вы­шли мно­гие из не при­зна­вав­ших Мо­с­ков­ский пат­ри­ар­хат ве­рую­щих. В 1950–60-е гг. су­ще­ст­во­ва­ло 5 осн. рай­онов дея­тель­но­сти ИПХ: Центр. Чер­но­зе­мье и со­сед­ние об­лас­ти Ук­раи­ны; Рос­тов­ская обл., Крас­но­дар­ский край и Сев. Кав­каз; По­вол­жье – от Чу­ваш. АССР до Са­ра­тов­ской обл.; Ива­нов­ская, Яро­слав­ская, Горь­ков­ская, Ко­ст­ром­ская и Вла­ди­мир­ская об­лас­ти; Ал­тай­ский край и со­сед­ние об­лас­ти. Отд. груп­пы су­ще­ст­во­ва­ли и в др. ре­гио­нах СССР. На ожив­ле­ние дея­тель­но­сти ИПХ вла­сти от­реа­ги­ро­ва­ли го­не­ния­ми в 1958–1964, вклю­чив ИПХ в чис­ло за­пре­щён­ных сект. В ре­зуль­та­те ре­прес­сий чис­ло ИПХ вновь со­кра­ти­лось, од­на­ко К. д. в це­лом в нач. 1960-х гг. за­мет­но вы­росло: по­сле за­кры­тия в этот пе­ри­од мн. хра­мов Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та ок. 4 тыс. свя­щен­ни­ков ос­та­лись без мест, мно­гие из них про­дол­жи­ли слу­жить не­ле­галь­но. Толь­ко в РСФСР на 1.6.1962 бы­ло вы­яв­ле­но 684 не­ле­галь­ных при­хо­да. В по­след­ние го­ды «хру­щёв­ских го­не­ний» не­ко­то­рые ие­рар­хи РПЦ на­ча­ли ру­ко­по­ла­гать тай­ных свя­щен­ни­ков.

В 1960-е гг., как и в 1930-е гг., уси­ле­ние го­не­ний сбли­зи­ло все пра­во­слав­ные те­че­ния. Пре­сле­до­ва­ния, ко­то­рым под­вер­га­лась РПЦ, под­ня­ли её ав­то­ри­тет да­же сре­ди не­при­ми­ри­мо на­ст­ро­ен­ных цер­ков­ных груп­пи­ро­вок. В ре­зуль­та­те в К. д. в 1960–80-е гг. про­изош­ли ка­че­ст­вен­ные из­ме­не­ния: офор­ми­лось не­сколь­ко имев­ших ие­рар­хич. ру­ко­во­дство груп­пи­ро­вок, в т. ч. на ба­зе ИПХ. Поч­ти все они не име­ли ка­но­нич. об­ще­ния ме­ж­ду со­бой. Раз­ли­ча­лись они и по сво­ему от­но­ше­нию к Мо­с­ков­ско­му пат­ри­ар­ха­ту – от при­зна­ния его юрис­дик­ции до пол­но­го от­ри­ца­ния та­инств, со­вер­шае­мых его свя­щен­ни­ка­ми. До­ля тра­ди­ци­он­ных ИПХ в К. д. со­кра­ща­лась. По­след­ние про­яв­ле­ния от­кры­то­го не­под­чи­не­ния вла­стям сре­ди ИПХ про­изош­ли в 1981 в свя­зи с об­ме­ном пас­пор­тов. На 1980–84 при­шлась за­клю­чи­тель­ная вол­на го­не­ний на ка­та­комб­ные об­щи­ны. Ис­то­рия ка­та­комб­ных групп 1970–80-х гг. сла­бо или со­мни­тель­но до­ку­мен­ти­ро­ва­на. В 1990-е гг. боль­шин­ство ка­та­комб­ни­ков ле­га­ли­зо­ва­ло свою дея­тель­ность.

Лит.: Кон­стан­ти­нов Д. В. Го­ни­мая Цер­ковь. Нью-Йорк, 1967; Демь­я­нов А. И. Ис­тин­но пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ст­во. Во­ро­неж, 1977; Зе­ле­но­гор­ский М. Л. Жизнь и дея­тель­ность ар­хи­епи­ско­па Ан­д­рея (кня­зя Ух­том­ско­го). М., 1991; Шка­ров­ский М. В. Пе­тер­бург­ская епар­хия в го­ды го­не­ний и ут­рат: 1917–1945. СПб., 1995; он же. Ио­сиф­лян­ст­во: те­че­ние в рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. СПб., 1999; он же. Судь­бы ио­сиф­лян­ских пас­ты­рей. СПб., 2006; Кры­жа­нов­ский В. Кто есть кто в рос­сий­ских ка­та­ком­бах // Русь пра­во­слав­ная. 2001. № 3; Ми­тро­по­лит Ио­анн (Венд­ланд). Ми­тро­по­лит Гу­рий (Его­ров). Вос­по­ми­на­ния. Яро­славль, 2001; Бег­лов А. Л. Цер­ков­ное под­по­лье в СССР в 1920–1940-х гг.: стра­те­гии вы­жи­ва­ния // Одис­сей. Че­ло­век в ис­то­рии. М., 2003; Жу­рав­ский А. В. Во имя прав­ды и дос­то­ин­ст­ва Церк­ви: жиз­не­опи­са­ние и тру­ды свя­щен­но­му­че­ни­ка Ки­рил­ла (Ка­зан­ско­го) в кон­тек­сте ис­то­ри­че­ских со­бы­тий и цер­ков­ных раз­де­ле­ний XX в. М., 2004; Свя­щен­но­му­че­ник Ио­сиф, ми­тро­по­лит Пет­ро­град­ский. Жиз­не­опи­са­ние и тру­ды / Сост. М. С. Са­ха­ров, Л. Е. Си­кор­ская. СПб., 2006. 

Вернуться к началу