Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРДИНА́Л

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 117

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Крысов

КАРДИНА́Л (лат. cardinalis – ос­нов­ной, глав­ный), выс­шее ие­рар­хи­че­ское дос­то­ин­ст­во в Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви по­сле па­пы Рим­ско­го.

По­ня­тие «К.» воз­ник­ло в позд­ней ан­тич­но­сти, ко­гда Рим де­лил­ся на неск. при­хо­дов, за ка­ж­дым из ко­то­рых был за­кре­п­лён (ин­кар­ди­ни­ро­ван) осо­бый пре­сви­тер. Позд­нее, на­ря­ду с К.-пре­сви­те­ра­ми, поя­ви­лись К.-диа­ко­ны, воз­гла­вив­шие рим. диа­ко­нии (пер­во­на­чаль­но ве­да­ли бла­го­тво­рит. дея­тель­но­стью в го­ро­де), а так­же К.-епи­ско­пы, ар­хие­реи се­ми при­го­род­ных (су­бур­би­кар­ных) епар­хий.

Осо­бое зна­че­ние зва­ние К. при­об­ре­ло в свя­зи с про­це­ду­рой из­бра­ния па­пы Рим­ско­го. До 11 в. К., как пред­ста­ви­те­ли рим. ду­хо­вен­ст­ва, уча­ст­во­ва­ли в вы­бо­рах пап вме­сте с жи­те­ля­ми Ри­ма. В 1059 па­па Ни­ко­лай II (1059–61) бул­лой «In no­mini Domini» ос­та­вил пра­во из­бра­ния пап лишь за К.-епи­ско­па­ми. В 1130 в вы­бо­рах впер­вые уча­ст­во­ва­ли все три чи­на К., в 1179 по­лу­чив­шие ис­клю­чи­тель­ное пра­во из­би­рать по­сле смер­ти па­пы его пре­ем­ни­ка. Со 2-й пол. 12 в. дос­то­ин­ст­ва К.-пре­сви­те­ра и К.-диа­ко­на на­ча­ли при­сваи­вать­ся так­же ар­хи­епи­ско­пам и епи­ско­пам, жив­шим вне Ри­ма. Од­на­ко каж­дый К. обя­за­тель­но вклю­чал­ся в со­став ду­хо­вен­ст­ва Ри­ма. Т. о., кар­ди­наль­ское дос­то­ин­ст­во как поч. зва­ние ста­ло от­ра­жать толь­ко по­ло­же­ние свя­щен­но­слу­жи­те­ля в рим. кли­ре, а не его фак­ти­че­ский ду­хов­ный сан. С сер. 13 в. К. по­лу­чи­ли осо­бое пур­пур­ное об­ла­че­ние и кар­ди­наль­ские шля­пы.

По тра­ди­ции, не­из­мен­но со­блю­дае­мой с 1389, но­вый па­па из­би­ра­ет­ся из чис­ла К., хо­тя это не яв­ля­ет­ся стро­го обя­за­тель­ным пра­ви­лом (см. Конк­лав). В 1970 па­па Па­вел VI оп­ре­де­лил, что по дос­ти­же­нии 80-лет­не­го воз­рас­та К. ут­ра­чи­ва­ют пра­во го­ло­са на конк­ла­ве.

В 1586 па­па Сикст V офи­ци­аль­но оп­ре­де­лил, что чис­ло К. не долж­но пре­вы­шать 70 (6 К.-епи­ско­пов, 50 К.-пре­сви­те­ров и 14 К.-диа­ко­нов). Ка­ж­дый из шес­ти К.-епи­ско­пов воз­глав­ля­ет од­ну из су­бур­би­кар­ных ка­федр, при этом К.-де­ка­ном (гла­вой кол­ле­гии К.) по тра­ди­ции яв­ля­ет­ся К.-епи­скоп г. Ос­тия. К.-епи­ско­пом мо­жет стать лишь К.-пре­сви­тер или, ре­же, К.-диа­кон. В 1965 к чи­ну К.-епи­ско­пов бы­ли при­рав­не­ны пат­ри­ар­хи Вост. ка­то­лич. церк­вей, ес­ли та­ко­вые воз­во­дят­ся в кар­ди­наль­ское дос­то­ин­ст­во. В 1962 па­па Ио­анн XXIII по­ста­но­вил, что­бы все К. воз­во­ди­лись в епи­скоп­ское дос­то­ин­ст­во, од­на­ко из это­го пра­ви­ла де­ла­ют­ся ис­клю­че­ния. В 1975 па­па Па­вел VI за­ко­но­да­тель­но уве­ли­чил чис­ло К. до 120 за счёт К.-пре­сви­те­ров и К.-диа­ко­нов. К. ус­лов­но де­лят­ся на две груп­пы: ку­ри­аль­ных К., слу­жа­щих в Рим. ку­рии (все К.-епи­ско­пы, боль­шин­ст­во К.-диа­ко­нов и часть К.-пре­сви­те­ров), и К., воз­глав­ляю­щих круп­ные епар­хии.

Воз­ве­де­ние в дос­то­ин­ст­во К. осу­ще­ств­ля­ет­ся па­пой на кон­си­сто­рии – со­б­ра­нии К. во гла­ве с па­пой. Па­па мо­жет на­зна­чить К. тай­но (in pectore), но ес­ли па­па уми­ра­ет, не объ­я­вив имя на­зна­чен­но­го, то это воз­ве­де­ние счи­та­ет­ся не­состо­яв­шим­ся. Не­ред­ко па­па на­зна­ча­ет кар­ди­на­ла­ми лиц, не имею­щих зна­чит. цер­ков­ных долж­но­стей, напр. из­вест­ных бо­го­сло­вов. К. на­зна­ча­ют­ся по­жиз­нен­но, но в ис­клю­чит. слу­ча­ях па­па мо­жет ли­шить это­го дос­то­ин­ст­ва (по­след­ний слу­чай имел ме­сто в 1927).

Лит.: Martin V. Les cardinaux et la curie. P., 1930; Fürst C. G. Cardinalis: Prolegomena zu einer Rechtsgeschichte des römischen Kardi­nalskollegiums. Münch., 1967; Alberigo G. Cardinalato e collegialità. Firenze, 1969; Mel­loni A. Il conclave: storia di una istituzione. Bologna, 2001.

Вернуться к началу