КА́РГЕЛЬ ИВАН ВЕНИАМИНОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́РГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849 – 23.11.1937, г. Лебедин Харьковской обл.), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов (см. в ст. Баптизм) на территории Рос. империи, духовный писатель, экзегет.
Родился в нем. семье на территории совр. Грузии, вместе с родными переехал в Германию (1851), позднее – в Великобританию (1867). После возвращения в Россию К. стал членом баптистской общины Тифлиса, в 1869 принял крещение. По рекомендации И. Г. Онкена, деятеля нем. баптизма, поступил в баптистскую семинарию в Гамбурге (1872), где прослушал спец. курс для миссионеров. В 1873 рукоположен в пасторы в Волынской губ., в 1875 приехал в С.-Петербург, где познакомился с основателем общины евангельских христиан В. А. Пашковым, которого впоследствии называл своим духовным отцом. В 1875–80 был пастором в петерб. нем. баптистской общине, проповедуя также среди евангельских христиан-пашковцев. В 1880 по просьбе Пашкова переехал в Болгарию и создал в г. Русе общину, которая перед отъездом К. в Россию (1884) насчитывала 28 чел. Весной 1884 принял участие в объединительном съезде баптистов, евангельских христиан и братских меннонитов в С.-Петербурге и в 1-м съезде баптистов в с. Нововасильевка Таврической губ., на котором был основан Союз рус. баптистов Юж. России и Кавказа. После высылки из России Пашкова (1884) К., работавший в это время в Финляндии и Эстонии, навещал оставшуюся без руководства петерб. общину, в 1887 возглавил её. В 1889–91 принимал участие в тюремной миссии (С.-Петербург – Минусинск – Сахалин) англ. проповедника Ф. В. Бедекера, позднее описав её в кн. «От края до края земли». В 1896 в Данциге (ныне Гданьск) на нем. яз. была опубликована первая богословская работа К. «Свет из тени будущих благ» (рус. пер. 1908). В 1903 принял участие в Европ. конференции баптистов в Берлине, в 1905 делегат 1-го Всемирного съезда баптистов в Лондоне. В 1905–07 преподавал на библейских курсах, организованных в С.-Петербурге И. С. Прохановым. Несмотря на то что К. обладал высоким авторитетом в среде евангельских христиан-баптистов и был участником всех их съездов и конференций с 1907 по 1926, его не привлекали религ.-политич. деятельность и массовые евангелизационные акции. Единственным исключением стало его участие в подготовке представленной правительству «Краткой записки о правовом положении евангельских христиан» (1913; совм. с Прохановым и В. И. Долгополовым), где К. изложил вероучение евангельских христиан. После Окт. революции 1917 он проповедовал и преподавал на разл. баптистских пасторских и библейских курсах: в Сумах (1920), с. Николаевка Харьковской губ. (1922–23), Петрограде (Ленинграде) (1923–29). В 1929 К. арестован и выслан из Ленинграда; перебрался на Украину. Невзирая на преклонный возраст, К. преподавал курс «Толкование на книгу Откровения» в школе меннонитов в Сумах до её закрытия в 1932. В 1937 арестован и заключён в тюрьму в Сумах, но вскоре освобождён ввиду болезни и преклонного возраста.
Наиболее важные стороны деятельности К. – пасторское служение и развитие духовного образования, направленного на углублённое изучение Священного Писания и нравственное совершенствование. Его идеалом было создание особого сообщества – «церкви святых», объединяющей «преображённых в образ Христа». Богословские сочинения К. посвящены рассмотрению трёх основных тем: учению о грехе, оправдании и освящении; Святому Духу; Второму пришествию Христа. Среди наиболее известных трудов: «Христос – освящение наше», «В каком ты отношении к Духу Святому?» (оба – 1912), «Се, гряду скоро» (1916), «Толкование на Откровение» (1925–29), «Толкование на Послание к Римлянам» (1936).