Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́РГЕЛЬ ИВАН ВЕНИАМИНОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Р. Леоненкова

КА́РГЕЛЬ Иван Ве­ниа­ми­но­вич (1849 – 23.11.1937, г. Ле­бе­дин Харь­ков­ской обл.), один из ос­но­во­по­лож­ни­ков дви­же­ния еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов (см. в ст. Бап­тизм) на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии, ду­хов­ный пи­са­тель, эк­зе­гет.

Ро­дил­ся в нем. се­мье на тер­ри­то­рии совр. Гру­зии, вме­сте с род­ны­ми пе­ре­ехал в Гер­ма­нию (1851), позд­нее – в Ве­ли­ко­бри­та­нию (1867). По­сле воз­вра­ще­ния в Рос­сию К. стал чле­ном бап­ти­ст­ской об­щи­ны Тиф­ли­са, в 1869 при­нял кре­ще­ние. По ре­ко­мен­да­ции И. Г. Он­ке­на, дея­те­ля нем. бап­тиз­ма, по­сту­пил в бап­ти­ст­скую се­ми­на­рию в Гам­бур­ге (1872), где про­слу­шал спец. курс для мис­сио­не­ров. В 1873 ру­ко­по­ло­жен в пас­то­ры в Во­лын­ской губ., в 1875 прие­хал в С.-Пе­тер­бург, где по­зна­ко­мил­ся с ос­но­ва­те­лем об­щи­ны еван­гель­ских хри­сти­ан В. А. Паш­ко­вым, ко­то­ро­го впо­след­ст­вии на­зы­вал сво­им ду­хов­ным от­цом. В 1875–80 был пас­то­ром в пе­терб. нем. бап­ти­ст­ской об­щи­не, про­по­ве­дуя так­же сре­ди еван­гель­ских хри­сти­ан-паш­ков­цев. В 1880 по прось­бе Паш­ко­ва пе­ре­ехал в Бол­га­рию и соз­дал в г. Ру­се об­щи­ну, ко­то­рая пе­ред отъ­ез­дом К. в Рос­сию (1884) на­счи­ты­ва­ла 28 чел. Вес­ной 1884 при­нял уча­стие в объ­е­ди­ни­тель­ном съез­де бап­ти­стов, еван­гель­ских хри­сти­ан и брат­ских мен­но­ни­тов в С.-Пе­тер­бур­ге и в 1-м съез­де бап­ти­стов в с. Но­во­ва­силь­ев­ка Тав­ри­че­ской губ., на ко­то­ром был ос­но­ван Со­юз рус. бап­ти­стов Юж. Рос­сии и Кав­ка­за. По­сле вы­сыл­ки из Рос­сии Паш­ко­ва (1884) К., ра­бо­тав­ший в это вре­мя в Фин­лян­дии и Эс­то­нии, на­ве­щал ос­тав­шую­ся без ру­ко­во­дства пе­терб. об­щи­ну, в 1887 воз­гла­вил её. В 1889–91 при­ни­мал уча­стие в тю­рем­ной мис­сии (С.-Пе­тер­бург – Ми­ну­синск – Са­ха­лин) англ. про­по­вед­ни­ка Ф. В. Бе­де­ке­ра, позд­нее опи­сав её в кн. «От края до края зем­ли». В 1896 в Дан­ци­ге (ны­не Гданьск) на нем. яз. бы­ла опуб­ли­ко­ва­на пер­вая бо­го­слов­ская ра­бо­та К. «Свет из те­ни бу­ду­щих благ» (рус. пер. 1908). В 1903 при­нял уча­стие в Ев­роп. кон­фе­рен­ции бап­ти­стов в Бер­ли­не, в 1905 де­ле­гат 1-го Все­мир­но­го съез­да бап­ти­стов в Лон­до­не. В 1905–07 пре­по­да­вал на биб­лей­ских кур­сах, ор­га­ни­зо­ван­ных в С.-Пе­тер­бур­ге И. С. Про­ха­но­вым. Не­смот­ря на то что К. об­ла­дал вы­со­ким ав­то­ри­те­том в сре­де еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов и был уча­ст­ни­ком всех их съез­дов и кон­фе­рен­ций с 1907 по 1926, его не при­вле­кали ре­лиг.-по­ли­тич. дея­тель­ность и мас­со­вые еван­ге­ли­за­ци­он­ные ак­ции. Един­ст­вен­ным ис­клю­че­ни­ем ста­ло его уча­стие в под­го­тов­ке пред­став­лен­ной пра­ви­тель­ст­ву «Крат­кой за­пис­ки о пра­во­вом по­ло­же­нии еван­гель­ских хри­сти­ан» (1913; совм. с Про­ха­но­вым и В. И. Дол­го­по­ло­вым), где К. из­ло­жил ве­ро­уче­ние еван­гель­ских хри­сти­ан. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 он про­по­ве­до­вал и пре­по­да­вал на разл. бап­ти­ст­ских пас­тор­ских и биб­лей­ских кур­сах: в Су­мах (1920), с. Ни­ко­ла­ев­ка Харь­ков­ской губ. (1922–23), Пет­ро­гра­де (Ле­нин­гра­де) (1923–29). В 1929 К. аре­сто­ван и вы­слан из Ле­нин­гра­да; пе­ре­брал­ся на Ук­раи­ну. Не­взи­рая на пре­клон­ный воз­раст, К. пре­по­да­вал курс «Тол­ко­ва­ние на кни­гу От­кро­ве­ния» в шко­ле мен­но­ни­тов в Су­мах до её за­кры­тия в 1932. В 1937 аре­сто­ван и за­клю­чён в тюрь­му в Су­мах, но вско­ре ос­во­бо­ж­дён вви­ду бо­лез­ни и пре­клон­но­го воз­рас­та.

Наи­бо­лее важ­ные сто­ро­ны дея­тель­но­сти К. – пас­тор­ское слу­же­ние и раз­ви­тие ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния, на­прав­лен­но­го на уг­луб­лён­ное изу­че­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и нрав­ст­вен­ное со­вер­шен­ст­во­ва­ние. Его идеа­лом бы­ло соз­да­ние осо­бо­го со­об­ще­ст­ва – «церк­ви свя­тых», объ­е­ди­няю­щей «пре­об­ра­жён­ных в об­раз Хри­ста». Бо­го­слов­ские со­чи­не­ния К. по­свя­ще­ны рас­смот­ре­нию трёх ос­нов­ных тем: уче­нию о гре­хе, оп­рав­да­нии и ос­вя­ще­нии; Свя­то­му Ду­ху; Вто­ро­му при­ше­ст­вию Хри­ста. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных тру­дов: «Хри­стос – ос­вя­ще­ние на­ше», «В ка­ком ты от­но­ше­нии к Ду­ху Свя­то­му?» (оба – 1912), «Се, гря­ду ско­ро» (1916), «Тол­ко­ва­ние на От­кро­ве­ние» (1925–29), «Тол­ко­ва­ние на По­сла­ние к Рим­ля­нам» (1936).

Соч.: Собр. соч. СПб., 2006; Лек­ции. Бе­се­ды. Пись­ма. СПб., 2006.

Лит.: Ис­то­рия еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов в СССР. М., 1989; Ли­вен С. Н. Ду­хов­ное про­бу­ж­де­ние в Рос­сии. 4-е изд. Корн­таль, 1990.

Вернуться к началу