КАПЛА́Н МОРДЕХАЙ МЕНАХЕМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАПЛА́Н (Kaplan) Мордехай Менахем [31.5(12.6).1881, г. Свенцяны Виленской губ. (ныне Швенчёнис, Литва) – 8.11.1983, Нью-Йорк], амер. раввин, педагог, основатель реконструктивизма (направления в неортодоксальном иудаизме).
Родился в семье ортодоксального раввина; в 1889 переехал с родителями в США. Окончил Колумбийский ун-т (1902), Евр. теологич. семинарию (высшее религ. учебное заведение консервативного направления в неортодоксальном иудаизме) в Нью-Йорке (1902). В 1909–1963 преподавал в этой семинарии (проф. с 1910). В 1922 организовал Об-во по распространению иудаизма, в 1935 начал издавать ж. «Реконструктивизм».
Осн. идеи К. восходили к философии Хаскалы, евр. просветительского, культурного и обществ. течения, возникшего во 2-й пол. 18 в. под влиянием европ. Просвещения. Распространение иудаизма К. понимал как пропаганду идей единства всего человечества, всеобщей свободы, справедливости и мира. Ортодоксальные иудаисты осуждали К. за то, что, ставя в центр своего учения человека, наделённого естеств. стремлениями и потребностями, он обращал слишком большое внимание на прагматич. сторону религии и, пренебрегая богословием, полагал, что религ. традиция должна лишь направлять человека, а не диктовать ему правила поведения и образ мысли. Учение К., не считающее Священное Писание Откровением Бога, рассматривается критиками как подрыв веры в богоданность совершенного и неизменного иудаизма, разрушение авторитета религ. традиции. Стремление доказать, что иудаизм – не только «религия отцов» с зафиксированной традицией, в которую нельзя вносить никаких изменений, но развивающаяся цивилизация, меняющаяся в зависимости от места и времени, привело в 1945 к отлучению К. от ортодоксального иудаизма Союзом ортодоксальных раввинов США и Канады; составленный им молитвенник «Книга субботних молитв» был сожжён.
Хотя К. много лет работал в Евр. теологич. семинарии, его взгляды подвергались осуждению и со стороны представителей консервативного направления в неортодоксальном иудаизме. Особое недовольство вызвала составленная им «Новая Агада» – руководство для пасхального седера, где высказывалась идея о том, что Исход из египетского рабства служит прообразом освобождения разума. Осн. ценностью личности провозглашалась способность свободного мышления, осознанного и добровольного следования принципам морали. В 1968, после окончательного разрыва с Евр. теологич. семинарией и консерваторами, К. вместе со своим учеником И. Эйзенштейном (1906–2001) основал в Филадельфии Реконструктивистский раввинистич. колледж, где идеи К. стали распространяться как самостоят. направление внутри иудаизма.