ЕВГЕ́НИЙ ВУЛГА́РИС
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВГЕ́НИЙ ВУЛГА́РИС (греч. Εὐγένιος τοῦ Βουλγάρεως) [21.8.1715, по др. данным, 11.8.1716, о. Корфу – 27.5(8.6).1806, С.-Петербург], греч. и рос. энциклопедист, богослов, переводчик, архиепископ, поч. чл. С.-Петерб. АН.
Происходил из эллинизированной болг. семьи, в крещении наречён Елевтерием. Воспитывался у родственников матери; окончил гимназию (фронтистерий) на одном из ионийских островов, а затем продолжил образование в городах Арт и Янина. В 1739 пострижен в монашество с именем Евгений и вскоре рукоположен в диакона. В 1739–40 продолжил обучение в Падуанском ун-те на филос. ф-те. С 1742 преподавал в гимназиях в Янине (1742–49; 1751 или 1752–53) и Козани (1750–1751 или 1752). Приобрёл известность как выдающийся энциклопедист. Одновременно с преподаванием значит. внимание уделял переводам западных филос., математич., а также поздневизантийских антилатинских трактатов. В 1753 константинопольским патриархом Кириллом V (1748–51, 1752–57) назначен ректором и гл. наставником школ при Афонской Ватопедской лавре, а затем ректором патриаршей константинопольской гимназии с титулом вселенского дидаскала. С 1763 в Германии; некоторое время жил в Лейпциге, посещал лекции в ун-тах и общался с учёными.
В 1767 перевёл на греч. яз. «Наказ» имп. Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения, посвятив его рос. императрице и изъявив желание быть в её подданстве. По приглашению Екатерины II в 1771 прибыл в С.-Петербург. Переписка имп. Екатерины II с деятелями европ. Просвещения, переводы греч. и лат. авторов на рус. яз. и, наконец, внимание к Востоку, усилившееся в период рус.-тур. войн, – всё это сыграло роль в судьбе Е. В. Первые шаги Е. В. при рос. дворе соответствовали политич. тенденциям времени: он переводит с франц. и итал. языков трактаты по восточному вопросу, о состоянии Османской империи и судьбе христиан в ней. Самое заметное соч. Е. В. этого периода – очерк «Рассуждение на действительно критическое состояние Оттоманской Порты», опубликованный в 1772 на греч. и франц. языках, а в 1780 – на русском. В авг. 1775 по указу Екатерины II был рукоположен в иеромонаха, а в октябре того же года в присутствии императрицы хиротонисан во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском мон. (вскоре стараниями Е. В. в епархии была открыта семинария). В окт. 1775 Е. В. отправился из Москвы в Полтаву. В это время меняется направление его творчества. Большое значение имел для Е. В. перевод с латыни на греч. яз. «Духовного регламента» Феофана Прокоповича, благодаря которому Е. В. быстро вошёл в круг новых для него адм. обязанностей. В известной степени в ходе работы имела место самоидентификация Е. В. с крупнейшим деятелем рус. Церкви Петровской эпохи.
С 1776 Е. В. – поч. член С.-Петерб. АН. В авг. 1779 согласно прошению «почислен на покой» с проживанием в Полтавском Крестовоздвиженском мон. В мае 1781 Е. В. окончил значит. историко-критич. исследование «Историческое разыскание о времени крещения Российской Великой княгини Ольги» (опубл. в 1792). Используя визант. источники («О церемониях» Константина Багрянородного, хроники Кедрина, Зонары и др.), Е. В. полемизирует с Вольтером и нем. историком И. Х. Лейхом, которые связывали посещение Ольгой Константинополя с правлением Иоанна I Цимисхия. По мнению Е. В., кн. Ольга была крещена в 956 в Константинополе. В кон. 1788, в преддверии новой рус.-тур. войны, Е. В. покинул Херсон и поселился в С.-Петербурге. Здесь он сосредоточил своё внимание на классической греч. и рим. лит-ре, в 1791–92 издал трёхтомный перевод на греч. яз. «Энеиды» Вергилия. Свидетельством близости Е. В. к имп. Екатерине II явилось привлечение его к воспитанию вел. кн. Константина Павловича. В окт. 1793 по поручению императрицы Е. В. подготовил пер. с франц. яз. «Инструкций по правильному воспитанию великих князей Александра и Константина» – методики просвещённого образования того времени. С 1801 Е. В. находился на покое в Александро-Невской лавре. Погребён в Феодоровской церкви лавры.
На науч. мировоззрение Е. В. значит. влияние оказали аристотелевское и платоновское филос. наследие, а также нем. классич. философия. Своё отношение к католичеству Е. В. выразил в «Памфлете против латинян» и письме к янсенисту П. Леклерку (1706–73) «По поводу святых восточноправославной Церкви после схизмы». Е. В. противопоставил традицию Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Паламы и Иоанна Златоуста богословию Фомы Аквинского и Дунса Скота. В энциклопедическом по своему характеру письме представил осн. этапы разногласий между вост. и зап. Церквами вплоть до 18 в.