Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖАХИЛИ́Я

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 639

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

ДЖАХИЛИ́Я (от араб. «не­ве­де­ние»), в му­сульм. тра­ди­ции по­след­ний в до­ис­лам­ской ис­то­рии пе­ри­од, ко­гда че­ло­ве­че­ст­во жи­ло без про­ро­ка, – от ухо­да Исы (Ии­су­са Хри­ста) до на­ча­ла про­по­ве­ди Му­хам­ме­да. В Ко­ра­не (33:33) так­же упо­мя­ну­та «пер­вая» Д. – от пер­во­го че­ло­ве­ка и про­ро­ка Ада­ма (см. Адам и Ева) до про­ро­ка Ну­ха (Ноя) или до пер­вых хри­сти­ан. В ре­лиг. смыс­ле Д., как вре­мя не­ве­же­ст­ва и пер­во­быт­ной ди­ко­сти, про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся про­све­щён­но­му му­сульманскому об­ще­ст­ву и зна­нию (ильм) о Бо­же­ст­вен­ных ис­ти­нах ис­ла­ма. В этич. от­но­ше­нии под Д. по­ни­ма­ет­ся гру­бость до­ис­лам­ских нра­вов и под­чи­не­ние че­ло­ве­ка стра­стям, в про­ти­во­по­лож­ность бла­го­ра­зум­ной сдер­жан­но­сти (хильм), пред­пи­сан­ной ис­ла­мом му­суль­ма­нам. Как при­ла­га­тель­ное ис­поль­зо­ва­лось для ха­рак­те­ри­сти­ки до­ис­лам­ских араб­ских по­этов и их твор­че­ст­ва, центр. те­мы ко­то­ро­го – не­обуз­дан­ные стра­сти и на­си­лие. По­ня­тие «Д.» со­дер­жит клю­че­вую для ис­лам­ской кон­цеп­ции ис­то­рии мысль о раз­ры­ве ран­не­го ис­ла­ма с идеа­ла­ми и обы­чая­ми язы­че­ской Ара­вии (Ко­ран, 3:148/154, 5:50/55, 48:26), хо­тя в дей­ст­ви­тель­но­сти он унас­ле­до­вал мно­гие из них.

Лит.: Пи­от­ров­ский М. Б. Ко­ра­ни­че­ские ска­за­ния. М., 1991.

Вернуться к началу