Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИКЕ́НТИЙ ЛЕРИ́НСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 303-304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВИКЕ́НТИЙ ЛЕРИ́НСКИЙ (Ли­рин­ский) (Vincentius Lirinensis или Lerinensis) (? – ок. 450), бо­го­слов, свя­той. Ро­дил­ся в Гал­лии. Ве­ро­ят­но, слу­жил в ар­мии, за­тем уда­лил­ся в мо­на­стырь на о. Ле­рин (на­про­тив Канн), где был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ры. Счи­тал­ся хо­ро­шим зна­то­ком Свя­щен­но­го Пи­са­ния, дог­ма­тов, от­ли­чал­ся крас­но­ре­чи­ем. В. Л. при­над­ле­жит трак­тат «Па­мят­ные за­пис­ки о древ­ней и все­лен­ской ка­фо­ли­че­ской ве­ре про­тив всех без­бож­ных ере­ти­че­ских нов­шеств» («Commonitorium pro catho­licae fidei antiquitate et universitate ad­versus profanas omnium haereticorum no­vitates», 434). В трак­та­те рас­смот­рен во­прос о кри­те­ри­ях ис­тин­но­сти цер­ков­но­го уче­ния (гла­вы 1–11, 17–18), оха­рак­те­ри­зо­ва­ны из­вест­ные ав­то­ру три­ни­тар­ные и хри­сто­ло­ги­че­ские ере­си (гла­ва 12), ко­то­рым про­ти­во­пос­тав­ле­но ис­тин­ное цер­ков­ное уче­ние (гла­вы 13–16). В 5 за­клю­чит. гла­вах сум­ми­ро­ва­ны осн. идеи ав­то­ра.

В. Л. ут­вер­ждал, что не­из­мен­ность дог­ма­тов впол­не со­вмес­ти­ма с их раз­ви­ти­ем – по­сте­пен­ным рас­кры­ти­ем для соз­на­ния уже со­дер­жа­щих­ся в От­кро­ве­нии ис­тин; со­вмес­ти­ма с раз­ви­ти­ем во внутр. ус­лож­не­нии, не при­во­дя­щем к из­ме­не­нию ве­ры. В ка­че­ст­ве кри­те­рия для оп­ре­де­ле­ния ис­тин­но­сти Пре­да­ния вы­дви­нул зна­ме­ни­тое по­ло­же­ние о том, что «во Все­лен­ской церк­ви нуж­но дер­жать­ся то­го, во что ве­ри­ли по­всю­ду, во что ве­ри­ли все­гда, во что ве­ри­ли все». Этот кри­те­рий и ны­не при­зна­ёт­ся пра­во­слав­ным бо­го­сло­ви­ем как един­ст­вен­но точ­ный и дос­та­точ­ный. В. Л. раз­ли­чал дог­мат – по­ло­же­ние, при­ни­мае­мое все­ми или боль­шин­ст­вом св. от­цов, и тео­ло­гу­мен – ча­ст­ное бо­го­слов­ское мне­ние од­но­го от­ца или учи­те­ля, с ко­то­рым не со­глас­ны ос­таль­ные. Это со­чи­не­ние В. Л. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние зап. уче­ния о цер­ков­ном Пре­да­нии. Счи­та­ет­ся так­же, что в трак­та­те «Из­вле­че­ния из св. Ав­гу­сти­на» («Excerpta e sancto Augustino») В. Л. на­пи­са­ны всту­п­ле­ние и за­клю­че­ние. Не­смот­ря на ува­же­ние к су­ж­де­ни­ям св. Ав­гу­сти­на, В. Л. рас­хо­дил­ся с ним в по­ни­ма­нии уче­ния о сво­бо­де и бла­го­да­ти.

Лит.: Madoz J. El concepto de la tradicion en S. Vicente de Lerins. Roma, 1933; Pricoco S. L’isola dei santi. Roma, 1978.

Вернуться к началу