Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВВЕДЕ́НСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 679-680

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Шкаровский

ВВЕДЕ́НСКИЙ Алек­сандр Ива­но­вич [30.8(11.9).1889, Ви­тебск – 8.8.1946, Мо­ск­ва], рос. ре­лиг. дея­тель, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков об­нов­лен­че­ст­ва.

Окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. фа­куль­тет С.-Пе­терб. ун-та (1912). Пре­по­да­вал в Ви­теб­ской жен­ской гим­на­зии (1913). В 1914 окон­чил С.-Пе­терб. ду­хов­ную ака­де­мию (экс­тер­ном), ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки с на­зна­че­ни­ем к церк­ви гв. за­пас­но­го пол­ка в Нов­го­род­ской губ. В 1915–23 слу­жил в пе­терб. ц. Свя­тых За­ха­рия и Ели­са­ве­ты; в 1921 воз­ве­дён в сан про­тои­е­рея.

 В 1917 В. стал од­ним из ос­но­ва­те­лей и сек­ре­та­рём Все­рос. сою­за де­мо­кра­тич. пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян. При­знал Окт. ре­во­лю­цию 1917, про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ский со­циа­лизм. Свои взгля­ды из­ло­жил в бро­шю­рах «Со­циа­лизм и ре­ли­гия», «Па­ралич церк­ви», «Анар­хизм и ре­ли­гия». В 1922 ис­поль­зо­вал на­сильств. изъя­тие цер­ков­ных цен­но­стей в борь­бе со свя­щен­но­на­ча­ли­ем РПЦ (в от­ли­чие от по­зи­ции пат­ри­ар­ха Тихона­, приз­вав­ше­го пе­ре­дать в по­мощь го­ло­даю­щим цер­ков­ное иму­ще­ст­во не­бо­го­слу­жеб­но­го ха­рак­те­ра), под­дер­жал ре­ше­ние влас­тей об изъ­я­тии всех цен­но­стей. С мая 1922 идей­ный гла­ва и один из ли­де­ров об­нов­ленч. рас­ко­ла, чл. об­ра­зо­ван­но­го об­нов­ленч. Выс­ше­го цер­ков­но­го уп­рав­ле­ния. В сент. 1922 во­шёл в об­нов­ленч. груп­пу «Со­юз цер­ков­но­го воз­рож­де­ния», а в окт. 1922 воз­гла­вил груп­пу «Со­юз об­щин древ­леа­по­столь­ской церк­ви», про­грам­ма ко­то­рой но­си­ла ан­ти­ка­но­нич. ха­рак­тер. В мае 1923 из­бран об­нов­лен­че­ским «II По­ме­ст­ным со­бо­ром» «ар­хи­епи­ско­пом Кру­тиц­ким», управ­лял об­нов­ленч. Моск. епар­хи­ей, был зам. пред­се­да­те­ля об­нов­ленч. Свя­щен­но­го Си­но­да, воз­глав­лял мис­сио­нер­ский со­вет. В 1922–23 опуб­ли­ко­вал ра­бо­ты с рез­кой кри­ти­кой Пат­ри­ар­шей церк­ви и лич­но пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. В 1924 Моск. об­нов­ленч. ака­де­мия удо­стои­ла его сте­пе­ни док­то­ра бо­го­сло­вия, в 1932–34 воз­глав­лял ака­де­мию в ка­че­ст­ве рек­то­ра. В 1923–1931 на­стоя­тель хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля, в 1936 – ц. Св. Пи­ме­на Ве­ли­ко­го в Мо­ск­ве. С апр. 1940 зам. пер­во­ие­рар­ха Мо­с­ков­ско­го и Пра­во­слав­ных церк­вей СССР, с окт. 1941 пер­во­ие­рарх. В сво­ей дея­тель­но­сти ак­тив­но со­труд­ни­чал с ор­га­на­ми ОГПУ. В 1941–43 жил в эва­куа­ции в Уль­я­нов­ске, где 4.12.1941 инс­це­ни­ро­вал «пат­ри­ар­шую ин­тро­ни­за­цию», но из-за не­га­тив­ной ре­ак­ции об­нов­ленч. ду­хо­вен­ст­ва че­рез ме­сяц вы­ну­ж­ден был от­ка­зать­ся от это­го са­на. В 1944–45 вёл без­ус­пеш­ные пе­ре­го­во­ры о при­ми­ре­нии с Моск. пат­ри­ар­хи­ей. Умер без по­кая­ния. С его кон­чи­ной ор­га­ни­зо­ван­ное об­нов­лен­че­ст­во пре­кра­ти­ло своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Лит.: Бруш­лин­ская О. Ос­тал­ся не­рас­ка­ян­ным // Нау­ка и ре­ли­гия. 1988. № 6; Ко­зар­жев­ский А. Ч. А. И. Вве­ден­ский и об­нов­лен­че­ский рас­кол в Мо­ск­ве // Вест­ник МГУ. Сер. 8. Ис­то­рия. 1989. № 1; Шка­ров­ский М. В. Об­нов­лен­че­ское дви­же­ние в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX в. СПб., 1999.

Вернуться к началу