ВАРВА́РА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАРВА́РА (греч. Βαρβάρα), христианская святая, великомученица; пострадала во время гонений на христиан (ок. 306) при имп. Максимине Дазе (305–313) в г. Гелиополь (город с таким назв. известен в Малой Азии, Египте, Финикии).
Согласно преданию, В. происходила из знатной языческой семьи. Её мать рано умерла; отец В., по имени Диоскор, был убеждённым язычником. При сооружении терм (по др. данным – башни) строители заложили в юж. стене два окна, но В. попросила их сделать третье – в честь Св. Троицы. Отец страшно разгневался, бросился на дочь с мечом. В. удалось бежать из дома, но отец нашёл её (по преданию, место, где она скрывалась, указал пастух) и сдал властям. Несмотря на все уговоры и угрозы, девушка обличала заблуждения язычников и исповедовала Иисуса Христа. Ночь она провела в тюрьме, а на следующий день её и ещё одну христианку, по имени Юлиания, после жестоких мучений обезглавили, при этом палачом В. пожелал быть её отец.
Гелиополь как место кончины святой В. указывается многочисленными греч. и лат. текстами (напр., у Симеона Метафраста). Согласно преданию, её останки были захоронены в селении Геласий, недалеко от Евхаит Пафлагонских (в Малой Азии). В 6 в. (по др. данным, в 4 в.) мощи святой В. были перенесены в Константинополь. Согласно рус. традиции, в нач. 12 в. (видимо, между 1103 и 1108) они были привезены в Киев дочерью имп. Алексея I Комнина (см. Комнины) Варварой, вышедшей замуж за вел. кн. киевского Святополка Изяславича. По др. версии, мощи святой В. были перевезены в Киев уже после монголо-татарского нашествия, в период ослабления Византии.
Дни памяти в Вост. церкви 4(17) декабря; в Зап. церкви – 15 и 17 декабря.
Иконография
Самое раннее изображение святой В. – фреска пресбитерия ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (705–707): святая изображена в длинном платье, в мафории, покрывающем её голову поверх белого плата, с крестом в правой руке. В византийской изобразительной традиции она предстаёт знатной девой в украшенных драгоценными камнями и жемчугом мантии и хитоне, с платом на голове, поверх которого – диадема; в её руке – мученический крест (фреска Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, 10 в.; мозаика нартекса кафоликона мон. Осиос-Лукас, Фокида, 1030-е гг.). Встречаются изображения святой В. с диадемой, но без плата (роспись Боянской ц., предместье Софии, Болгария, 1259) или в мафории (ц. Святых Врачей, Кастория, кон. 12 в.). В зап.-европ. Средневековье святую В. обычно изображали с распущенными волосами, в короне; в эпоху Возрождения – с причёской (согласно моде того времени), в длинном платье и мантии. Иконографические атрибуты святой – башня с 3 окнами (согласно агиографич. сюжету, символ Св. Троицы), а также кубок с гостией, книга, страусиное перо, горящие факелы («Св. Варвара», гравюра, ок. 1470–80, Гравюрный кабинет, Берлин; створка «Алтаря св. Себастьяна» Х. Хольбейна Старшего, 1516, Старая пинакотека, Мюнхен). В иллюстрациях к житийным циклам святой В. центр. место занимают изображения её страданий (полиптих, 1-я пол. 15 в., Нац. музей, Хельсинки). В др.-рус. иск-ве была воспринята визант. иконография [росписи ц. Спаса на Ильине, 1378; иконы псковской школы («Святые Параскева, Варвара и Ульяна», кон. 14 – нач. 15 вв., ГТГ); круга Дионисия (кон. 15 в., Сергиево-Посадский гос. историко-архит. и худож. музей-заповедник)] и др.