АРМАГЕДДО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРМАГЕДДО́Н (греч. ‘Αρμαγεδδών ), в христианской эсхатологии название места, где, согласно Библии, в последние времена произойдёт решающая битва между царями «всей земли обитаемой» (Откр. 16:13–16), в дальнейшем понятие «А.» стало символом последнего сражения между силами добра и зла. Этимология этого названия не представляется ясной, наиболее вероятно, что термин «А.» является греч. транслитерацией др.-евр. словосочетания חד מבדך (har məgiddô) – гора Мегиддо. Одноим. город Мегиддо (иначе – Мегиддон) неоднократно упоминается в Ветхом Завете (Нав. 12:22; Суд. 1:27; 4 Цар. 9:27; 2 Пар. 35:22), однако само выражение «гора Мегиддо» в Библии не встречается, но говорится о долине Мегиддо и происходящих в ней кровавых сражениях (2 Пар. 35:22–24; Зах. 12:11). А. можно рассматривать как указание на гору Кармил, недалеко от подножия которой располагался Мегиддо. Именно с этими местами в Ветхом Завете связаны многочисл. описания сражений с врагами избранного народа (с лжепророками Ваала – 3 Цар. 18:19–40; с войсками хананеянина Сисары – Суд. 4:1–24; с войсками егип. фараона Нехо – 4 Цар. 23:29 и др.). В кн. пророка Иезекииля местом битвы последних времён, где Бог разбивает полчища «Гога (т. е. сил зла) в земле Магога» (ср. Откр. 20:7), также именуются «горы Израилевы» (Иез. 38:8, 21; 39:2, 4, 17). Др. истолкования предлагают в качестве евр. оригинала этого термина рассматривать har məgiddô – «гора Его сладости», т. е. Иерусалим (ср. Откр. 20:7–10, Иоиль 3:16–18), или חד מךעד (har mô‘ed) – «гора собрания» (т. е. как аллюзия на Ис. 14:13, где описывается «гора в сонме богов»).
Впоследствии термин «А.» десемантизируется и широко используется в разл. произведениях, затрагивающих эсхатологич. тематику.