Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЗЕЛЛ АРНОЛД ЛУСИУС

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 487

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ГЕ́ЗЕЛЛ (Gesell) Ар­нолд Лу­си­ус (21.6.1880, Ал­ма, штат Вис­кон­син – 29.5.1961, Нью-Хей­вен, штат Кон­нек­ти­кут), амер. пси­хо­лог. Окон­чил Вис­кон­син­ский ун-т (1903), Ун-т Клар­ка (1906, д-р фи­ло­со­фии), Йель­ский ун-т (1915, д-р ме­ди­ци­ны). Ру­ко­во­дил ос­но­ван­ной им при Йель­ском ун-те Кли­ни­кой дет­ско­го раз­ви­тия (1911–48), на ос­но­ве ко­то­рой в 1950 был соз­дан Ге­зел­лов­ский ин-т дет­ско­го раз­ви­тия (Нью-Хей­вен).

Од­ним из пер­вых на­чав изу­че­ние ран­не­го раз­ви­тия ре­бён­ка, ко­то­рое он по­ни­мал в ду­хе эво­лю­цио­низ­ма как при­спо­соб­ле­ние к сре­де, раз­но­вид­ность «ес­те­ст­вен­но­го» раз­ви­тия, Г. ввёл в пси­хо­ло­гию ряд объ­ек­тив­ных ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния: ки­но- и фо­то­съём­ку, «зер­ка­ло Г.» для скры­то­го на­блю­де­ния (стек­ло, зер­каль­ное с од­ной сто­ро­ны и про­зрач­ное с дру­гой), ме­тод лон­ги­тюд­но­го ис­сле­до­ва­ния пси­хич. раз­ви­тия од­них и тех же де­тей от ро­ж­де­ния до под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та. С по­мо­щью близ­не­цо­во­го ме­то­да изу­чал со­от­но­ше­ние со­зре­ва­ния и нау­че­ния. Пер­вым ус­та­но­вил воз­рас­тные нор­мы раз­ви­тия ре­бён­ка, раз­ра­бо­тал сис­те­му ди­аг­но­сти­ки пси­хич. раз­ви­тия де­тей. В кли­нич. прак­ти­ке ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся со­став­лен­ный Г. Ат­лас по­ве­де­ния мла­ден­ца, со­дер­жа­щий бо­лее 3000 фо­то­гра­фий, фик­си­рую­щих по­ве­де­ние ре­бён­ка до 2 лет.

Соч.: Ум­ст­вен­ное раз­ви­тие ре­бен­ка. М.; Л., 1930; Пе­до­ло­гия ран­не­го воз­рас­та. М.; Л., 1932; Infant and child in the culture of today. N. Y., 1943 (with F. Ilg); The child from five to ten. N. Y., 1946 (with F. Ilg).

Лит.: Ames L. B. A. Gesell: themes of his work. N. Y., 1989.

Вернуться к началу