Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРЕ́НКЕЛЬ ЯКОВ ИЛЬИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Физика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 615

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФРЕ́НКЕЛЬ Яков Иль­ич [29.1(10.2).1894, Рос­тов-на-До­ну – 23.1.1952, Ле­нин­град, ны­не С.-Пе­тер­бург], рос. фи­зик-тео­ре­тик, чл.-корр. АН СССР (1929). Окон­чил Пет­рогр. ун-т (1916). Пре­по­да­вал в Тав­рич. ун-те в Сим­фе­ро­по­ле (1918–21) и Пет­рогр. (позд­нее Ле­нингр.) по­ли­тех­нич. ин-те (с 1921). Проф. Ле­нингр. ин-та точ­ной ме­ха­ни­ки и оп­ти­ки (1947). С 1921 ра­бо­тал так­же в Фи­зи­ко-тех­нич. ин-те (Ле­нин­град).

Осн. на­уч. ра­бо­ты в об­лас­ти фи­зи­ки кон­ден­си­ров. со­стоя­ния, фи­зи­ки атом­но­го яд­ра, кван­то­вой ме­ха­ни­ки и элек­тро­ди­на­ми­ки, ас­т­ро­фи­зи­ки, кван­то­вой тео­рии твёр­до­го те­ла. За­ло­жил ос­но­вы кван­то­вой тео­рии ме­тал­лов. Раз­вил (1928, не­за­ви­си­мо от В. Гей­зен­бер­га) тео­рию спон­тан­ной на­маг­ни­чен­но­сти, тео­ре­ти­че­ски обос­но­вал (1930, совм. с Я. Г. Дорф­ма­ном) на­ли­чие до­мен­ной струк­ту­ры фер­ро­маг­не­ти­ков. По­стро­ил (1931) тео­рию по­гло­ще­ния све­та твёр­ды­ми ди­элек­три­ка­ми, ввёл по­ня­тие эк­си­то­на, пред­став­ле­ние о де­фек­тах кри­стал­лич. ре­шёт­ки, раз­ра­бо­тал (1938) тео­рию по­движ­ных дис­ло­ка­ций. Соз­дал (1939, не­за­ви­си­мо от Н. Бо­ра и Дж. Уи­ле­ра) ка­пель­ную мо­дель яд­ра и пер­вую тео­рию спон­тан­но­го де­ле­ния атом­ных ядер. Раз­ра­бо­тал ки­не­тич. тео­рию жид­ко­стей, раз­вил тео­рию те­ку­че­сти твёр­дых тел. Объ­яс­нил (1946) яв­ле­ние спе­ка­ния ме­тал­лич. по­рош­ков (став­шее ос­но­вой по­рош­ко­вой ме­тал­лур­гии). Ав­тор пер­во­го в СССР пол­но­го кур­са тео­ре­тич. фи­зи­ки. Гос. пр. СССР (1947).

Соч.: Ки­не­ти­че­ская тео­рия жид­ко­стей. Л., 1975; Курс тео­ре­ти­че­ской ме­ха­ни­ки на ос­но­ве век­тор­но­го и тен­зор­но­го ана­ли­за. 2-е изд. М., 2010; Тео­рия от­но­си­тель­но­сти. 2-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу