ТРИБОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРИБОЛО́ГИЯ (от греч. τρίβω – тереть и ...логия), наука о взаимодействии сопряжённых поверхностей контактирующих тел, находящихся в относит. движении, а также о связанных с этим явлениях и методах решения практич. задач. Т. исследует трение внешнее, изнашивание и смазку контактирующих тел, нагрев и химич. процессы в зоне их контакта, электрич. и акустич. явления, вызванные трением, и т. п. Методы Т. нашли применение в ряде областей науки и техники, где требуется обеспечение работоспособности узлов трения (УТ) в технич. агрегатах и живых организмах. Термин «Т.» принят в 1966 взамен применяемого ранее термина «наука о трении».
Становление и развитие Т. связано с именами Г. Амонтона, установившего в 1699 законы внешнего трения, Ш. Кулона, работы которого (1780–90) содержали в зачаточном состоянии все важнейшие положения совр. Т., Н. П. Петрова и О. Рейнольдса, заложивших (1883 и 1886 соответственно) основы теории гидродинамич. смазки, рос. учёного И. В. Крагельского, создавшего молекулярно-механич. теорию трения и теорию усталостного изнашивания (1939) и др.
Совр. УТ могут иметь как макро-, так и наноразмеры, работать в разл. условиях – в космич. вакууме, агрессивных средах, при экстремально высоких и экстремально низких темп-рах и/или скоростях, с использованием смазки и без. Т. разрабатывает оптимальные конструкции УТ, расширяет диапазоны условий их работоспособности, повышает долговечность их элементов, обеспечивает энерго- и ресурсосбережение. Для решения этих задач проводят эксперим. и теоретич. исследования механизмов трения и явлений, с ним связанных, развивают методологию расчётов на трение, износ и смазку, исследуют поведение материалов элементов УТ, разрабатывают новые материалы и покрытия и методы их модифицирования с учётом эволюции их характеристик в процессе эксплуатации.
Особую роль в этих исследованиях и разработках играет трибометрия – система методов и средств измерения сил трения, износа и фрикционного разогрева в процессе трибологич. испытаний. Как правило, такие испытания проводят в 3 этапа: лабораторные (на образцах простой формы для исследования трибологич. характеристик материалов), стендовые (испытание сочетаний реальных или модельных деталей и смазки) и натурные (по спец. программам исследуют натурные объекты с реальными пáрами трения и/или реальными смазочными материалами) испытания. Методики проведения лабораторных и стендовых испытаний включают оценку предельных условий функционирования модельного УТ по тем или иным критериям (напр., по величине предельно допустимой нагрузки) и/или проведение испытаний при заданном режиме трения. Перенос результатов лабораторных или стендовых испытаний на натурные объекты осуществляют с помощью масштабного коэф. перехода от модели к натуре.
Прогресс в Т. на рубеже 20–21 вв. связан гл. обр. с успехами в разработке эффективных материалов (напр., композиционных) для УТ, достижениями нанотрибологии (Т. нанообъектов, сформировавшейся как следствие развития нанотехнологий) и появлением нового класса исследуемых систем. Создание спец. инструментов (атомно-силовой и фрикционно-силовой микроскопы, нанотрибометры, нанотестеры и др.) в сочетании с компьютерным моделированием позволило, наряду с решением специфич. задач нанотрибологии, сделать прорыв в совр. представлениях о трибологич. процессах.
Прикладная Т. (триботехника) осуществляет проектирование, изготовление и эксплуатацию УТ машин и механизмов, трибодиагностика – контроль уровня работоспособности УТ работающих машин и механизмов. Использование достижений Т. позволило повысить долговечность УТ машин и механизмов, уменьшить затраты энергии на их функционирование, расширить пределы их работоспособности по нагрузкам и темп-рам и снизить потери от трения и сопутствующего ему износа в пром-сти. Так, по данным на 2015, экономия от использования достижений Т. только для Китая составляет 41,5 млрд. долл. в год. Большое значение имеют разработки Т., направленные на создание протезов органов человека, а также работы, связанные с заменой экологически вредных материалов (напр., тормозных накладок, содержащих асбест) и борьбой с др. экологически вредными явлениями. Возможности Т. используют даже для оценки вероятности сдвига тектонич. плит на их стыках при прогнозировании землетрясений.
Ведущие н.-и. центры РФ, проводящие исследования в области Т., – Ин-т машиноведения РАН, Ин-т проблем механики РАН, Ин-т физики прочности и материаловедения СО РАН и др. Результаты исследований и разработок в области Т. публикуются в журналах «Трение и износ» (с 1980), «Трение и смазка в машинах и механизмах» (с 2005), «Проблемы машиностроения и надёжности машин» (с 1965) и др.