АРХЕОАСТРОНО́МИЯ
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРХЕОАСТРОНО́МИЯ, изучает астрономич. представления людей древности. Разделяется на собственно А., изучающую археологич. памятники и древние артефакты (включая памятники искусства) для поиска в них астрономич. значения, и этноастрономию, раскрывающую космологич. и космогонич. представления древних людей по фольклорным и этнографич. данным. Как междисциплинарная наука, А. использует результаты, полученные археологией и астрономией, а также историей науки, историей религии, этнологией, лингвистикой, палеоклиматологией и др.
Основоположником А. можно считать англ. астронома Дж. Локьера, изучившего на рубеже 19–20 вв. астрономич. ориентацию ряда монументальных сооружений Египта, Ближнего Востока, Великобритании. Позднее было обнаружено, что астрономич. значение имеют мн. здания и архит. комплексы древних городов Центр. Америки. Археологи признали высокий уровень астрономич. знаний у людей эпохи неолита и бронзового века только в 1960-е гг. после публикаций англ. астронома Дж. Хокинса о Стонхендже и работ А. Тома, детально исследовавшего множество памятников А. в Великобритании.
Первыми признаками интереса древних людей к астрономии служат артефакты со следами счёта дней по фазам Луны, восходящие к палеолиту. В неолите появляются астрономически ориентированные погребения и некрополи. Наиболее впечатляющий памятник такого рода – курганный могильник Нью-Грейндж в Ирландии (ок. 3300 до н. э.). Подлинная астрономия начинается с этапа т. н. горизонтной астрономии. Типичная «обсерватория» конца неолита выглядела так: место наблюдения, отмеченное обычно стоячим камнем – менгиром, ближний визир (др. менгир) и визир на далёком горизонте (как правило, естеств. особенность горизонта), отмечающий астрономич. явление, чаще всего восход (заход) Солнца в дни солнцестояний или дни, делящие год на равные части (дни, близкие к равноденствиям, и промежуточные даты). Наличие на археологич. памятнике направлений на страны света свидетельствует об изобретении первого астрономич. инструмента – гномона.
В движении Луны также имеются особые точки горизонта – восходы и заходы при достижении ею макс. и минимальных склонений. Они обозначены на мн. древних «обсерваториях». Наблюдения восходов Луны (в отличие от наблюдений фаз) не имеют прямого календарного значения и показывают, что занятия астрономией зачастую были религ. ритуалом. В некоторых древних святилищах (Стонхендж, Савин в Зауралье) сохранился почти полный набор всех значимых солнечных и лунных направлений, пролегающих между отд. элементами этих археологич. памятников.
В небольшом числе памятников отмечены звёздные направления, обычно связанные с гелиакическим восходом звёзд, совпадающим по дате с к.-л. этапом земледельческих работ. Много примеров зависимости между сроками таких работ и видимостью звёзд и созвездий зафиксировано в фольклоре Старого и Нового Света.
Мн. мифологич. сюжеты, верования древних людей связаны со звёздным небом, с движением светил, с делением неба на созвездия (см. Астральные культы). Астрономич. интерпретация древних памятников разных эпох помогает понять организацию поселенческих и культовых комплексов, древнюю календарную систему, место и роль астрономич. представлений древних людей в их культуре.