Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛЮКСМА́Н АНДРЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Костикова

ГЛЮКСМА́Н (Glucksmann) Ан­д­ре (19.6.1937, Бу­лонь-Бий­ан­кур  – 10.11.2015, Париж), франц. фи­ло­соф. Ро­дил­ся в се­мье евр. эмиг­ран­тов из Ав­ст­рии. Учил­ся в Выс­шей нор­маль­ной шко­ле в Лио­не. Ас­си­стент Р. Аро­на. Со­труд­ник Нац. цен­тра на­уч. ис­сле­до­ва­ний. Ак­тив­но уча­ст­во­вал в сту­денч. дви­же­нии кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. (сна­ча­ла в мао­ист­ском Сою­зе ком­му­ни­стич. мар­кси­ст­ско-ле­нин­ской мо­ло­дё­жи, за­тем в «Про­ле­тар­ской ле­вой»), позд­нее от­ка­зал­ся от идей ле­во­го ра­ди­ка­лиз­ма, став од­ним из ли­де­ров т. н. но­вых фи­ло­со­фов. В «Рас­су­ж­де­нии о вой­не» («Le dis­cours de la guerre», 1967) про­ти­во­пос­та­вил два ти­па её по­ни­ма­ния – как со­про­тив­ле­ния и ре­во­лю­ции и как аб­со­лют­но­го унич­то­же­ния. В кн. «Ку­хар­ка и лю­до­ед...» («La cuisinière et le mangeur d’hom­mes...», 1975) на­си­лие пред­ста­ёт как не­отъ­ем­ле­мая часть про­ек­та ком­му­ни­стич. об­ще­ст­ва. Кри­ти­ка го­су­дар­ст­ва как кон­цен­три­ро­ван­но­го вы­ра­же­ния при­су­ще­го вся­ко­му об­ще­ст­ву от­но­ше­ния гос­под­ства-под­чи­не­ния со­про­во­ж­да­ет­ся кри­ти­кой иду­щей от Пла­то­на мно­го­ве­ко­вой док­три­наль­ной тра­ди­ции, соз­дав­шей «дис­курс Вла­сти­те­ля» – обос­но­ва­ние «все­об­ще­го ра­цио­наль­но­го прин­ци­па по­ра­бо­ще­ния». Гл. пред­ста­ви­те­ля­ми этой тра­ди­ции, став­шей идей­ным ис­точ­ни­ком совр. то­та­ли­та­риз­ма, Г. счи­та­ет соз­да­те­лей ре­во­люц. тео­рий, и пре­ж­де все­го И. Г. Фих­те, Г. В. Ф. Ге­ге­ля, Ф. Ниц­ше и К. Мар­кса («Гос­по­да мыс­ли­те­ли» – «Les maî tres penseurs», 1977). Г. под­чёр­ки­ва­ет не­со­стоя­тель­ность идеи бла­га, ле­жа­щей в ос­но­ве как ле­вых, так и пра­вых идео­ло­гий («Глу­пость» – «La bêti­se», 1985), рас­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность отд. фи­ло­со­фа про­ти­во­сто­ять гос­под­ствую­щим идео­ло­ги­ям (об­раз Со­кра­та в соч. «Ци­низм и страсть» – «Cynisme et passion», 1981). В даль­ней­шем Г. об­ра­ща­ет­ся к Р. Де­кар­ту как фи­ло­со­фу уни­вер­саль­но­го со­мне­ния, не строя­ще­му «по­зи­тив­ной» идео­ло­гии, но «рас­кры­ваю­ще­му за­блу­ж­де­ния» («Де­карт – это Фран­ция» – «Descartes c’est la France», 1987). Г. – по­ли­ти­че­ски ан­га­жи­ро­ван­ный фи­ло­соф, ак­тив­но уча­ст­вовавший в мно­го­числ. про­те­ст­ных ак­ци­ях, в т. ч. и за пре­де­ла­ми Фран­ции.

Соч.: Le discours de la guerre, précédé de Euro­pe 2004. P., 1979; La force du vertige. P., 1983; Silence, on tue. P., 1986 (en coop. avec T. Wolton); Sortir du communisme, c’est ren­trer dans l’histoire. P., 1989; Le XIe commande­ment. P., 1991 (en coop. avec V. Havel, B. Faure); La fêlure du monde. P., 1993; Le bien et le mal. P., 1997; La troisième mort de Dieu. P., 2000; Ouest contre Ouest. P., 2003; Le discours de la haine. P., 2004; До­сто­ев­ский на Ман­хэт­те­не. Ека­те­рин­бург, 2006.

Вернуться к началу