ЯКО́БИ ФРИДРИХ ГЕНРИХ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯКО́БИ (Jacobi) Фридрих Генрих (25.1.1743, Дюссельдорф – 10.3.1819, Мюнхен), нем. писатель и философ, представитель философии чувства и веры. Друг И. В. Гёте, автор филос. романов «Из писем Эдуарда Альвиля» («Eduard Allwills Briefsammlung», 1775–76, изд. в 1792) и «Вольдемар» («Woldemar», 1779). Президент Баварской АН (1807–12). В полемике с М. Мендельсоном о пантеизме Б. Спинозы (1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классич. выражением которого считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (И. Кант). Критикуя Канта, выявил одно из противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Д. Юмом Я. полагал, что реальное существование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность он называл «верой», «откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержанием веры у Я. является реальность как чувственного мира земных вещей, так и абсолютного и вечного, в котором человек ощущает себя одновременно и поглощённым в Абсолюте, и спасённым в изначальной основе своей субъективности. Кантовскому категорическому императиву противопоставлял нравств. автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму» (ввёл сам термин). Философия Я. предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.