Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЯКО́БИ ФРИДРИХ ГЕНРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 662

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ал. В. Михайлов

ЯКО́БИ (Jacobi) Фрид­рих Ген­рих (25.1.1743, Дюс­сель­дорф – 10.3.1819, Мюн­хен), нем. пи­са­тель и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель фи­ло­со­фии чув­ст­ва и ве­ры. Друг И. В. Гё­те, ав­тор фи­лос. ро­ма­нов «Из пи­сем Эду­ар­да Аль­ви­ля» («Eduard Allwills Briefsammlung», 1775–76, изд. в 1792) и «Воль­де­мар» («Woldemar», 1779). Пре­зи­дент Ба­вар­ской АН (1807–12). В по­ле­ми­ке с М. Мен­дель­со­ном о пан­те­из­ме Б. Спи­но­зы (1785) вы­сту­пил про­тив «рас­су­доч­но­го» ра­цио­на­лиз­ма Про­све­ще­ния, клас­сич. вы­ра­же­ни­ем ко­то­ро­го счи­тал спи­но­зизм. Со­глас­но Я., «рас­су­доч­ное мыш­ле­ние» не в со­стоя­нии от­крыть в че­ло­ве­ке из­на­чаль­ный и без­ус­лов­ный ис­точ­ник его лич­но­сти и при­су­щей ей сво­бо­ды и не­из­беж­но ве­дёт к на­ту­ра­лиз­му, ате­из­му и де­тер­ми­низ­му (Спи­но­за) или субъ­ек­тив­но­му идеа­лиз­му (И. Кант). Кри­ти­куя Кан­та, вы­явил од­но из про­ти­во­ре­чий его уче­ния: без пред­по­сыл­ки «ве­щи в се­бе» нель­зя вой­ти в фи­ло­со­фию Кан­та, а с этой пред­по­сыл­кой нель­зя внут­ри неё ос­та­вать­ся. Вслед за Д. Юмом Я. по­ла­гал, что ре­аль­ное су­ще­ст­во­ва­ние ве­щей да­но че­ло­ве­че­ско­му соз­на­нию не­по­сред­ст­вен­но. Эту не­по­средств. дос­то­вер­ность он на­зы­вал «ве­рой», «от­кро­ве­ни­ем», «чув­ст­вом», а так­же «ра­зу­мом», про­ти­во­пос­тав­ляя его «рас­суд­ку». Со­дер­жа­ни­ем ве­ры у Я. яв­ля­ет­ся ре­аль­ность как чув­ст­вен­но­го ми­ра зем­ных ве­щей, так и аб­со­лют­но­го и веч­но­го, в ко­то­ром че­ло­век ощу­ща­ет се­бя од­но­вре­мен­но и по­гло­щён­ным в Аб­со­лю­те, и спа­сён­ным в из­на­чаль­ной ос­но­ве сво­ей субъ­ек­тив­но­сти. Кан­тов­ско­му ка­те­го­ри­че­ско­му им­пе­ра­ти­ву про­ти­во­пос­тав­лял нравств. ав­то­но­мию лич­но­сти, воз­вы­шаю­щей­ся над ри­го­риз­мом мо­раль­ных за­по­ве­дей. Кри­ти­ко­вал уче­ния И. Г. Фих­те, Ф. В. Шел­лин­га, Г. В. Ф. Ге­ге­ля, ус­мат­ри­вая в раз­ви­тии по­сле­кан­тов­ско­го идеа­лиз­ма тен­ден­ции к пан­те­из­му и «ни­ги­лиз­му» (ввёл сам тер­мин). Фи­ло­со­фия Я. пред­вос­хи­ти­ла мно­гие мо­ти­вы фи­ло­со­фии жиз­ни и эк­зи­стен­циа­лиз­ма.

Соч.: Werke. Lpz., 1812–1825. Bd 1–6; Auser­lesener Briefwechsel / Hrsg. von F. Roth. Lpz.,1825–1827. Bd 1–2; О транс­цен­ден­таль­ном идеа­лиз­ме // Но­вые идеи в фи­ло­со­фии. СПб., 1914. Сб. 12.

Лит.: Lévy-Bruhl L. La philosophie de F. Jaco­bi. P., 1894; Ко­жев­ни­ков В. А. Фи­ло­со­фия чув­ст­ва и ве­ры... М., 1897. Ч. 1; Bollnow O. F. Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis. 2. Aufl. Stuttg.; B., 1966; Baum G. Vernunft und Erkenntnis: Die Philosophie F. H. Jacobis. Bonn, 1969; Hammacher K. Die Philosophie F. H. Jacobis. Münch., 1969; F. H. Jacobi: Ein Wendepunkt der geistigen Bildung der Zeit / Hrsg. W. Jaeschke, B. Sandkaulen. Hamb., 2004; Fetzer D. Jacobis Philosophie des Un­bedingten. Paderborn; Münch., 2007; Чер­нов С. А., Шев­чен­ко И. В. Ф. Яко­би: Ве­ра, чув­ст­во, ра­зум. М., 2010.

Вернуться к началу