ПОР-РОЯ́ЛЯ ЛО́ГИКА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОР-РОЯ́ЛЯ ЛО́ГИКА, учебное руководство «Логика, или Искусство мыслить, где помимо общих правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения» («La logique, ou L’art de penser, contenant, outre les regles communes, plusieurs observations nouvelles, propres а̀ former le jugement»). Написано в мон. Пор-Рояль (отсюда назв.) франц. философами-картезианцами и янсенистскими богословами А. Арно и П. Николем (1625–95). Книга издана анонимно в Париже в 1662, но свой окончат. вид обрела в 5-м изд. 1683. В отличие от ср.-век. схоластич. руководств по логике, основанных на философии Аристотеля, в ней логич. проблематика излагалась исходя из филос. установок Р. Декарта и учения янсенизма.
Книга включает в себя 4 части: размышления об идеях, о суждениях, об умозаключениях и о методе. Содержащийся в ней материал аристотелевского «Органона» был подвергнут переосмыслению и переоценке. Некоторые разделы взяты из схоластич. логики (преим. во 2-й и 3-й частях книги, посвящённых суждениям и силлогизмам), напр. учение об экспонибилиях. Гл. нововведения находятся в 1-й и 4-й частях, где наиболее чётко обнаруживается картезианская позиция авторов. 4-я часть (о методе) включает 4 правила мыслительной деятельности из «Рассуждения о методе» Декарта и отрывок из работы Б. Паскаля «О геометрическом умозрении и об искусстве убеждения», содержащий требования, которым должно удовлетворять совершенное доказательство. В образованной из разл. историч. компонент системе Арно и Николя отчётливо проступают контуры интуиционистской логики.
Собственно логич. тематика излагается на фоне филос., науч. и религ. представлений того времени, в сопоставлении и столкновении разл. взглядов и идейных позиций. Для логич. анализа привлекаются как научные, так и нравственно-поучительные, богословские и поэтич. тексты. В этом сказалась янсенистская установка на приоритет моральной проблематики перед научной. Книга А. Арно и П. Николя сыграла большую роль в практике преподавания логики как общеобразовательной гуманитарной дисциплины, в последующие два столетия она стала образцом для написания учебников по логике в Европе.