Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОДО́БИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 555

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Аверинцев

ПОДО́БИЕ (греч. ὁμοωσις ), тер­мин ан­тич­ной фи­ло­со­фии и хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия, оз­на­чаю­щий со­об­раз­ность низ­ше­го выс­ше­му, при­ча­ст­ность фор­ме выс­ше­го. В этой сис­те­ме по­ня­тий П. со­от­но­сит­ся с Еди­ным, а «не­по­доб­ное» – с иным; П. – это при­ня­тие сво­его мес­та в ие­рар­хии и еди­не­ние че­рез связь с вер­хов­ным пер­во­на­ча­лом ие­рар­хии, а «не­по­доб­ное» – узур­па­ция чу­жо­го мес­та, вы­па­де­ние из гар­мо­нии. П. ото­жде­ст­в­ля­ет­ся для ве­щи с бла­гом, от­сут­ст­вие по­до­бия – со злом, не­со­вер­шен­ст­вом. На этом фо­не рас­смат­ри­вал­ся и биб­лей­ский текст, со­глас­но ко­то­ро­му Бог со­тво­рил че­ло­ве­ка по сво­ему об­ра­зу и по­до­бию (Быт 1:26). Хри­сти­ан­ская тео­ло­гия, на­чи­ная с Ори­ге­на, раз­ли­ча­ет об­раз Бо­жий как не­отъ­ем­ле­мое, хо­тя и еже­час­но ос­к­вер­няе­мое дос­тоя­ние, и по­до­бие Бо­жие, ко­то­рое ут­ра­че­но че­ло­ве­ком в со­стоя­нии гре­ха и по­став­ле­но пе­ред ним как иде­ал и цель его уси­лий: низ­шая при­ро­да че­ло­ве­ка долж­на до кон­ца при­нять фор­му, на­ла­гае­мую на неё «умом» че­ло­ве­ка, а «ум» – фор­му, на­ла­гае­мую Бо­гом.

Вернуться к началу