ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ в философии и психологии, специфическая для зрелой личности форма саморегуляции. О. выражается в субъектной причинности – осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собств. жизни. Исторически юридич. и философско-психологич. трактовка О. тесно связаны между собой, само понятие личности берёт начало от римского права, где оно обозначало правомочного субъекта, способного отвечать за выполнение взятых на себя обязательств. О. неотделима от свободы как др. стороны субъектной причинности.
Одной из форм О., рассматривавшихся в психологич. исследованиях, является социальная О. – склонность человека вести себя в соответствии с интересами др. людей и общества, придерживаться принятых норм и исполнять обязанности. В рамках исследований принятия человеком на себя О. за активные действия в тех или иных социальных ситуациях (напр., оказание помощи нуждающемуся в ней) был описан феномен «диффузии» О. – резкого снижения вероятности совершения необходимых действий при увеличении числа людей, присутствующих в ситуации. Существенным когнитивным компонентом О. является локус контроля – склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом либо во внешних факторах. Близким понятием является «атрибуция О.» – приписывание определяющей роли в событиях тем или иным аспектам ситуации: так, была экспериментально выявлена «фундаментальная ошибка атрибуции», когда причины своих поступков люди скорее приписывают особенностям ситуации, а причины поступков др. людей – их личностным особенностям.
Наиболее многосторонне феномен О. рассматривался в экзистенциальной психологии, в частности в работах Ж. П. Сартра, отождествившего О. с авторством, и В. Франкла, считавшего О. одним из «экзистенциалов» человеческого существования, связанным с бременем свободного выбора человеком среди разл. возможностей именно тех, которые он полагает заслуживающими реализации. Это О. за нахождение и реализацию смысла своей жизни, О. перед своей совестью как конечной моральной инстанцией, за которой у религ. людей стоит Бог.