ГИЛОЗОИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГИЛОЗОИ́ЗМ (от греч. ὕλη – лес, материя и ζωή – жизнь), термин, введённый Р. Кедвортом в 1678 для обозначения натурфилософских концепций (преим. ранних греч. философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевлённости универсума Г. – синоним панпсихизма, однако его не следует отождествлять с витализмом, отделяющим «жизненную силу» от физико-химич. материи. Г. – противоположность механицизма с его представлением о косной, «мёртвой» материи, с одной стороны, и внешней «силе» как источнике её движения – с другой.
Г. ранней науч.-филос. традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистич. представления (см. Анимизм). Г. отождествляет «живое» и «сущее», понимает бытие как «жизнь», а небытие – как «смерть». Характерно, что простейшие онтологич. сущности (элементы) назывались «корнями» (Эмпедокл) или «семенами» (Анаксагор). В более или менее чистом виде Г. засвидетельствован для Фалеса («всё полно богов» со ссылкой на одушевлённость магнита и янтаря), Анаксимена (В 2), Гераклита (В 30) и Диогена Аполлонийского. Откровенному Г. платоновского «Тимея» (космос как живой организм) противостоят весьма умеренные гилозоистич. рудименты у Аристотеля (особенно в теории надлунного мира). Чистый Г., как правило, требует последовательного монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда – частая близость Г. к пантеизму. Продумывание гилозоистич. предпосылок до конца приводит к построению последовательного параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса (Анаксимен, Гераклит, платоновский «Тимей», стоицизм); целесообразность космич. организма оказывается естеств. мостом к телеологич. объяснению природы (начиная с Диогена Аполлонийского).
Предельным случаем Г. можно считать гилоноизм (греч. νοῦς , νόος – «сознание, дух, разум»; термин предложен голл. учёным В. Вердениусом в 1977) – учение о наделённости праматерии сознанием или о панестезии («всечувствительности») бога-универсума, засвидетельствованное, напр., для Ксенофана (В 24), Гераклита (В 64), Диогена Аполлонийского (В 4) и Эмпедокла (В 110, 10), и особенно близкое к новоевропейскому панпсихизму (Г. Фехнер и др.).