Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИЛОЗОИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ГИЛОЗОИ́ЗМ (от греч. ὕλη – лес, ма­те­рия и ζωή – жизнь), тер­мин, вве­дён­ный Р. Кед­вор­том в 1678 для обо­зна­че­ния на­тур­фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций (пре­им. ран­них греч. фи­ло­со­фов), от­ри­цаю­щих гра­ни­цу ме­ж­ду «жи­вым» и «не­жи­вым» и по­ла­гаю­щих «жизнь» им­ма­нент­ным свой­ст­вом пра­ма­те­рии. Как уче­ние о все­об­щей оду­шев­лён­но­сти уни­вер­су­ма Г. – си­но­ним пан­пси­хиз­ма, од­на­ко его не сле­ду­ет ото­жде­ст­в­лять с ви­та­лиз­мом, от­де­ляю­щим «жиз­нен­ную си­лу» от фи­зи­ко-хи­мич. ма­те­рии. Г. – про­ти­во­по­лож­ность ме­ха­ни­циз­ма с его пред­став­ле­ни­ем о кос­ной, «мёрт­вой» ма­те­рии, с од­ной сто­ро­ны, и внеш­ней «си­ле» как ис­точ­ни­ке её дви­же­ния – с дру­гой.

Г. ран­ней на­уч.-фи­лос. тра­ди­ции ухо­дит свои­ми кор­ня­ми в древ­ней­шие ани­ми­стич. пред­став­ле­ния (см. Ани­мизм). Г. ото­жде­ст­в­ля­ет «жи­вое» и «су­щее», по­ни­ма­ет бы­тие как «жизнь», а не­бы­тие – как «смерть». Ха­рак­тер­но, что про­стей­шие он­то­ло­гич. сущ­но­сти (эле­мен­ты) на­зы­ва­лись «кор­ня­ми» (Эм­пе­докл) или «се­ме­на­ми» (Анак­са­гор). В бо­лее или ме­нее чис­том ви­де Г. за­сви­де­тель­ст­во­ван для Фа­ле­са («всё пол­но бо­гов» со ссыл­кой на оду­шев­лён­ность маг­ни­та и ян­та­ря), Анак­си­ме­на (В 2), Ге­рак­ли­та (В 30) и Дио­ге­на Апол­ло­ний­ско­го. От­кро­вен­но­му Г. пла­то­нов­ско­го «Ти­мея» (кос­мос как жи­вой ор­га­низм) про­ти­во­сто­ят весь­ма уме­рен­ные ги­ло­зои­стич. ру­ди­мен­ты у Ари­сто­те­ля (осо­бен­но в тео­рии над­лун­но­го ми­ра). Чис­тый Г., как пра­ви­ло, тре­бу­ет по­сле­до­ва­тель­но­го мо­низ­ма и ис­клю­ча­ет не­об­хо­ди­мость де­ми­ур­га, от­сю­да – час­тая бли­зость Г. к пан­те­из­му. Про­ду­мы­ва­ние ги­ло­зои­стич. пред­по­сы­лок до кон­ца при­во­дит к по­строе­нию по­сле­до­ва­тель­но­го па­рал­ле­лиз­ма мик­ро­кос­мо­са и мак­ро­кос­мо­са (Анак­си­мен, Ге­рак­лит, пла­то­нов­ский «Ти­мей», стои­цизм); це­ле­со­об­раз­ность кос­мич. ор­га­низ­ма ока­зы­ва­ет­ся ес­теств. мос­том к те­лео­ло­гич. объ­яс­не­нию при­ро­ды (на­чи­ная с Дио­ге­на Апол­ло­ний­ско­го).

Пре­дель­ным слу­ча­ем Г. мож­но счи­тать ги­ло­но­изм (греч. νοῦς , νόος  – «со­зна­ние, дух, ра­зум»; тер­мин пред­ло­жен голл. учё­ным В. Вер­де­ниу­сом в 1977) – уче­ние о на­де­лён­но­сти пра­ма­те­рии со­зна­ни­ем или о па­не­сте­зии («все­чув­ст­ви­тель­но­сти») бо­га-уни­вер­су­ма, за­сви­де­тель­ст­во­ван­ное, напр., для Ксе­но­фа­на (В 24), Ге­рак­ли­та (В 64), Дио­ге­на Апол­ло­ний­ско­го (В 4) и Эм­пе­док­ла (В 110, 10), и осо­бен­но близ­кое к но­во­ев­ро­пей­ско­му пан­пси­хиз­му (Г. Фех­нер и др.).

Лит.: Spitzer H. Über Ursprung und Bedeu­tung des Hylozoismus. Graz, 1881; Guthrie W. KC. In the beginning: some Greek views on the origins of life and the early state of man. Westport, 1986.

Вернуться к началу