Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЙЛИНКС АРНОЛЬД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 493

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. А. Старостин

ГЕ́ЙЛИНКС (Geulincx) Ар­нольд (31.1.1624, Ан­твер­пен – нояб. 1669, Лей­ден), голл. фи­ло­соф, один из гл. пред­ста­ви­те­лей ок­ка­зио­на­лиз­ма. Учил­ся в Лу­вен­ском ун-те, где был проф. (1646–58). С 1658 в Ни­дер­лан­дах, с 1665 проф. Лей­ден­ско­го уни­вер­си­те­та.

В тру­де «Ло­ги­ка, вос­ста­нов­лен­ная в сво­их ос­но­ва­ни­ях, с ко­то­рых она по­ны­не бы­ла сверг­ну­та» («Logica fundamentis suis, a quibus hactenus collapsa fuerat, restituta», 1662) и в лек­ци­ях «Ис­тин­ная ме­та­фи­зи­ка» («Metaphysica vera», 1691) Г. вы­вел из кар­те­зи­ан­ско­го тре­бо­ва­ния яс­но­сти и от­чёт­ли­во­сти идей ис­ход­ную мак­си­му ок­ка­зио­на­лиз­ма: «Ес­ли ты не зна­ешь (яс­но и от­чёт­ли­во), как не­что де­ла­ет­ся, то ты не при­чи­на (это­го дей­ст­вия)» («Quod nescis quomodo fiat, id non facis»). Т. к. че­ло­век не пред­став­ля­ет се­бе в пол­ной ме­ре, как осу­ще­ст­в­ля­ют­ся дви­же­ния его те­ла и как они свя­зы­ва­ют­ся с пси­хич. со­стоя­ни­ем, он не глу­бин­ная их при­чи­на, но толь­ко по­вод (слу­чай­ная при­чи­на, causa occasionalis) для про­яв­ле­ния под­лин­ной при­чи­ны, ка­ко­вой все­гда яв­ля­ет­ся Бог. Ка­жу­щее­ся взаи­мо­дей­ст­вие те­ла и ду­ши Г. упо­до­бил дви­же­ни­ям стре­лок двух ча­сов, по­ка­зы­ваю­щих од­но и то же вре­мя не по­то­му, что они влия­ют друг на дру­га, а из-за то­го, что их оди­на­ко­во по­ста­вил ча­сов­щик (позд­нее Г. В. Лейб­ниц ис­поль­зо­вал этот при­мер без ссыл­ки на Г. для ил­лю­ст­ра­ции пре­дус­та­нов­лен­ной гар­мо­нии).

Эти­ка Г. («Эти­ка, или По­знай са­мо­го се­бя» – «Gnothi se auton, sive Ethica», 1675) ис­хо­дит из де­кар­тов­ско­го прин­ци­па cogito, ergo sum (мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую), ко­то­рый был раз­вит Г. в осо­бую дис­ци­п­ли­ну – са­мо­на­блю­де­ние, «ав­то­ло­гию», вклю­чён­ную на­ря­ду с «со­ма­то­ло­ги­ей» (нау­кой о про­тя­жён­но­сти, в т. ч. о про­стран­ст­ве и вре­ме­ни) и тео­ло­ги­ей в со­став ме­та­фи­зи­ки. Мо­раль Г. вклю­ча­ет так­же эле­мен­ты стои­циз­ма и при­зыв к са­мо­ог­ра­ни­че­нию в со­от­вет­ст­вии с ре­аль­ны­ми воз­мож­но­стя­ми [прин­цип ubi nihil vales, ibi nihil veils («где ты не в си­лах что-ли­бо сде­лать, там ни­че­го и не же­лай»)]. В ра­бо­те «Ис­тин­ная фи­зи­ка» («Physica vera», 1688) Г. по­пы­тал­ся по­ды­то­жить на­ко­п­лен­ные к сер. 17 в. дан­ные по фи­лос. ос­но­ва­ни­ям фи­зи­ки. В ря­де от­но­ше­ний Г. явил­ся пред­ше­ст­вен­ни­ком Б. Спи­но­зы (уче­ние о мо­ду­сах и ат­ри­бу­тах, об «ин­тел­лек­ту­аль­ной люб­ви», мо­низм).

Соч.: Opera philosophica. [Hagae], 1891–1893. Vol. 1–3.

Лит.: Hausmann P. Das Freiheitsproblem in der Metaphysik und Ethik bei A. Geulincx. Bonn, 1931; Lattre A. de. L’occasiona­lisme d’ A. Geulincx. P., 1967; Rousset B. Geulincx entre Descartes et Spinoza. P., 1999; Vlees­chauwer H. G. Three centu­ries of Geulincx re­search. A bibliographical sur­vey. Pretoria, 1957.

Вернуться к началу