ГЕ́ЙЛИНКС АРНОЛЬД
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕ́ЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (31.1.1624, Антверпен – нояб. 1669, Лейден), голл. философ, один из гл. представителей окказионализма. Учился в Лувенском ун-те, где был проф. (1646–58). С 1658 в Нидерландах, с 1665 проф. Лейденского университета.
В труде «Логика, восстановленная в своих основаниях, с которых она поныне была свергнута» («Logica fundamentis suis, a quibus hactenus collapsa fuerat, restituta», 1662) и в лекциях «Истинная метафизика» («Metaphysica vera», 1691) Г. вывел из картезианского требования ясности и отчётливости идей исходную максиму окказионализма: «Если ты не знаешь (ясно и отчётливо), как нечто делается, то ты не причина (этого действия)» («Quod nescis quomodo fiat, id non facis»). Т. к. человек не представляет себе в полной мере, как осуществляются движения его тела и как они связываются с психич. состоянием, он не глубинная их причина, но только повод (случайная причина, causa occasionalis) для проявления подлинной причины, каковой всегда является Бог. Кажущееся взаимодействие тела и души Г. уподобил движениям стрелок двух часов, показывающих одно и то же время не потому, что они влияют друг на друга, а из-за того, что их одинаково поставил часовщик (позднее Г. В. Лейбниц использовал этот пример без ссылки на Г. для иллюстрации предустановленной гармонии).
Этика Г. («Этика, или Познай самого себя» – «Gnothi se auton, sive Ethica», 1675) исходит из декартовского принципа cogito, ergo sum (мыслю, следовательно, существую), который был развит Г. в особую дисциплину – самонаблюдение, «автологию», включённую наряду с «соматологией» (наукой о протяжённости, в т. ч. о пространстве и времени) и теологией в состав метафизики. Мораль Г. включает также элементы стоицизма и призыв к самоограничению в соответствии с реальными возможностями [принцип ubi nihil vales, ibi nihil veils («где ты не в силах что-либо сделать, там ничего и не желай»)]. В работе «Истинная физика» («Physica vera», 1688) Г. попытался подытожить накопленные к сер. 17 в. данные по филос. основаниям физики. В ряде отношений Г. явился предшественником Б. Спинозы (учение о модусах и атрибутах, об «интеллектуальной любви», монизм).