ГВАРДИ́НИ ГУАРДИНИ РОМАНО
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГВАРДИ́НИ, Гуардини (Guardini) Романо (17.2.1885, Верона, Италия – 1.10.1968, Мюнхен), католич. религ. деятель и мыслитель, писатель и публицист. По происхождению итальянец, с детства жил в Германии, в 1911 принял нем. гражданство. Изучал теологию в ун-тах Фрайбурга и Тюбингена, с 1910 католич. священник. В 1923–39 проф. ун-та в Бреславле. В 1920-х гг. становится ведущей фигурой т. н. литургического движения [«О духе литургии» («Vom Geist der Liturgie», 1918)], направленного на повышение активного участия мирян в богослужении и развитие литургич. эстетики. В этот период пользовался влиянием как воспитатель и наставник молодой католич. элиты в рамках молодёжного движения «Quickborn» (нем. – «Родник»). Опыт христианской интерпретации европ. культурного творчества от античной классики до Нового и Новейшего времени дан в работах Г., посвящённых Сократу, Данте, Б. Паскалю («Christliches Bewußtsein. Versuch über Pascal», 1935), И. К. Ф. Гёльдерлину, Ф. М. Достоевскому («Religiöse Gestalten in Dostojewskijs Werk», 1933) и Р. М. Рильке. В 1939 выступил против нацистского антисемитизма, издав во Франции под псевд. Л. Вальдор кн. «Христианин перед лицом расизма» («Le Chré tien devant le racisme»), после чего был отстранён гитлеровским режимом от преподавательской и обществ. деятельности. С 1945 проф. истории религии в ун-те в Тюбингене, с 1948 – в Мюнхене; его проповеди пользовались большим успехом у вернувшегося с войны поколения слушателей. Его важнейший труд послевоенного времени – «Конец Нового времени: опыт ориентации» («Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch für Orientierung», 1950, рус. пер. 1990) продолжает дискуссии нач. 20 в. о кризисе новоевропейского гуманизма: исчезновение характерных для него пиетета перед природой (отношение к ней опосредствуется теперь техникой), культивирования самоценной творч. «индивидуальности», оптимистич. доверия к культуре сопровождается формированием в условиях рационального планирования и машинного производства новой «этики массы», которая, однако, не должна приводить к утрате «лица» человека – его неотчуждаемой соотнесённости с Богом.