Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГВАРДИ́НИ ГУАРДИНИ РОМАНО

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 445

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Аверинцев

ГВАРДИ́НИ, Гу­ар­ди­ни (Guardini) Ро­ма­но (17.2.1885, Ве­ро­на, Ита­лия – 1.10.1968, Мюн­хен), ка­то­лич. ре­лиг. дея­тель и мыс­ли­тель, пи­са­тель и пуб­ли­цист. По про­ис­хо­ж­де­нию италь­я­нец, с дет­ст­ва жил в Гер­ма­нии, в 1911 при­нял нем. гра­ж­дан­ст­во. Изу­чал тео­ло­гию в ун-тах Фрай­бур­га и Тю­бин­ге­на, с 1910 ка­то­лич. свя­щен­ник. В 1923–39 проф. ун-та в Бре­слав­ле. В 1920-х гг. ста­но­вит­ся ве­ду­щей фи­гу­рой т. н. ли­тур­ги­че­ско­го дви­же­ния [«О ду­хе ли­тур­гии» («Vom Geist der Liturgie», 1918)], на­прав­лен­но­го на по­вы­ше­ние ак­тив­но­го уча­стия ми­рян в бо­го­слу­же­нии и раз­ви­тие ли­тур­гич. эс­те­ти­ки. В этот пе­ри­од поль­зо­вал­ся влия­ни­ем как вос­пи­та­тель и на­став­ник мо­ло­дой ка­то­лич. эли­ты в рам­ках мо­ло­дёж­но­го дви­же­ния «Quickborn» (нем. – «Род­ник»). Опыт хри­сти­ан­ской ин­тер­пре­та­ции ев­роп. куль­тур­но­го твор­че­ст­ва от ан­тич­ной клас­си­ки до Но­во­го и Но­вей­ше­го вре­ме­ни дан в ра­бо­тах Г., по­свя­щён­ных Со­кра­ту, Дан­те, Б. Пас­ка­лю («Christ­liches Bewußtsein. Versuch über Pascal», 1935), И. К. Ф. Гёль­дер­ли­ну, Ф. М. Дос­то­ев­ско­му («Religiöse Gestalten in Do­stojewskijs Werk», 1933) и Р. М. Риль­ке. В 1939 вы­сту­пил про­тив на­ци­ст­ско­го ан­ти­се­ми­тиз­ма, из­дав во Фран­ции под псевд. Л. Валь­дор кн. «Хри­стиа­нин пе­ред ли­цом ра­сиз­ма» («Le Chré tien devant le racisme»), по­сле че­го был от­стра­нён гит­ле­ров­ским ре­жи­мом от пре­по­да­ва­тель­ской и об­ществ. дея­тель­но­сти. С 1945 проф. ис­то­рии ре­ли­гии в ун-те в Тю­бин­ге­не, с 1948 – в Мюн­хе­не; его про­по­ве­ди поль­зо­ва­лись боль­шим ус­пе­хом у вер­нув­ше­го­ся с вой­ны по­ко­ле­ния слу­ша­те­лей. Его важ­ней­ший труд по­сле­во­ен­но­го вре­ме­ни – «Ко­нец Но­во­го вре­ме­ни: опыт ори­ен­та­ции» («Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch für Orientierung», 1950, рус. пер. 1990) про­дол­жа­ет дис­кус­сии нач. 20 в. о кри­зи­се но­во­ев­ро­пей­ско­го гу­ма­низ­ма: ис­чез­но­ве­ние ха­рак­тер­ных для не­го пие­те­та пе­ред при­ро­дой (от­но­ше­ние к ней опо­сред­ст­ву­ет­ся те­перь тех­ни­кой), куль­ти­ви­ро­ва­ния са­мо­цен­ной творч. «ин­ди­ви­ду­аль­но­сти», оп­ти­ми­стич. до­ве­рия к куль­ту­ре со­про­во­ж­да­ет­ся фор­ми­ро­ва­ни­ем в ус­ло­ви­ях ра­цио­наль­но­го пла­ни­ро­ва­ния и ма­шин­но­го про­из­вод­ст­ва но­вой «эти­ки мас­сы», ко­то­рая, од­на­ко, не долж­на при­во­дить к ут­ра­те «ли­ца» че­ло­ве­ка – его не­от­чу­ж­дае­мой со­от­не­сён­но­сти с Бо­гом.

Соч.: Vom Sinn der Kirche. Mainz, 1922; Li­turgische Bildung. Burg Rothenfels am Main, 1923; Der Gegensatz. Versuche zu einer Philo­sophie des Lebendig-Konkreten. Mainz, 1925; Wunder und Zeichen. Würzburg, 1959; Werke. Mainz; Paderborn, 1990; Че­ло­век и ве­ра. Брюс­сель, 1994; Гос­подь. Брюс­сель, 1995; О Церк­ви. Ми­лан; М., 1995.

Лит.: Babolin A. R. Guardini filosofo dell’al­terità . Bologna, 1968–1969. Vol. 1–2; Gerl-Fal­kovitz H. B. R. Guardini. Leben und Werk. Mainz, 1985; Kuhn H. R. Guardini. Philosoph der Sorge. St. Ottilien, 1987; Bal­thasar H. U. von. R. Guardini. Reform aus dem Ursprung. Freiburg, 1995; Merc­ker H. Bibliographie R. Guar­dinis. Paderborn, 1978.

Вернуться к началу