Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУНДАКУ́НДА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 342

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Железнова

КУНДАКУ́НДА (ок. 3 в.), инд. фи­ло­соф, по­сле­до­ва­тель джай­низ­ма. К. при­пи­сы­ва­ет­ся ав­тор­ст­во 84 со­чи­не­ний, из ко­торых дош­ло не бо­лее 15. Наи­бо­лее значи­мые – «Пра­ва­ча­на-са­ра», «Са­мая-са­ра», «Ния­ма-са­ра», «Пан­ча­сти­кая-са­ра», «Два­да­ша-ану­прек­ша» – вхо­дят в 3-ю часть ка­но­на джай­нов ди­гам­бар­ско­го на­прав­ле­ния и яв­ля­ют­ся тео­ре­тич. ос­но­вой для всей по­сле­дую­щей ди­гам­бар­ской фи­ло­со­фии. Все со­чи­не­ния К. на­пи­са­ны на прак­ри­те (т. н. ди­гам­ба­ри), но име­ют и сан­ск­рит­скую вер­сию. При ана­ли­зе ду­хов­ной суб­стан­ции и её свя­зи с кар­ми­че­ской ма­те­ри­ей К. де­ла­ет осн. ак­цент на раз­ли­че­нии под­лин­ной и обы­ден­ной то­чек зре­ния, при­хо­дя к вы­во­ду о том, что осоз­на­ние не­ре­аль­но­сти и не­под­лин­но­сти свя­зи ду­ши и ма­те­рии яв­ля­ет­ся, по су­ти, гл. це­лью ду­хов­но­го са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния и реа­ли­за­ци­ей ос­во­бо­ж­де­ния (мок­ши). Од­ним из пер­вых в ис­то­рии джайн­ской фи­ло­со­фии К. обос­но­вал «уче­ние о раз­ли­чии ат­ри­бу­тов и мо­ду­сов» (бхе­да­ва­да), со­глас­но ко­то­ро­му ат­ри­бу­ты (гу­на) суб­стан­ции (дра­вья) рас­смат­ри­ва­ют­ся как её не­об­хо­ди­мые ка­че­ст­ва, со­став­ляю­щие в сво­ей со­во­куп­но­сти её при­ро­ду, то­гда как мо­ду­сы (парь­яя) суть слу­чай­ные спо­со­бы су­ще­ст­во­ва­ния или про­яв­ле­ния суб­стан­ции.

Лит.: Johnson W. J. Harmless souls: karmic bon­dage and religious change in early Jainism with special references to Uma̅sva̅ti and Kun­dakunda. Delhi, 1995; Же­лез­но­ва Н. А. Уче­ние Кун­да­кун­ды в фи­ло­соф­ско-ре­ли­ги­оз­ной тра­ди­ции джай­низ­ма. М., 2005.

Вернуться к началу