ИНТЕ́НЦИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНТЕ́НЦИЯ (от лат. intentio – стремление), термин, обозначающий намерение, цель; в схоластич. философии – направленность сознания на к.-л. предмет (или сам мыслимый предмет). Первоначально – коррелят стоич. термина τόνος (напряжение, тон).
В араб. аристотелизме (Ибн Сина), а затем в схоластике (Альберт Великий, Фома Аквинский) проводится различение «первой» и «второй» И. «Первая интенция» (intentio prima) есть акт интеллекта, направленный на внешний объект, и сформированное т. о. понятие об определённой вещи. «Вторая интенция» (intentio secunda) предполагает акт интеллектуальной рефлексии, объектом которой выступают уже не вещи, а содержание самого мышления (т. е. абстрактные понятия, универсалии, логич. законы); Фома Аквинский определял логику как учение о вторых И., обращённых и отнесённых к первым. Из этого различения вытекает противопоставление «реального» и «интенционального» бытия (Дунс Скот, Дуранд, Пётр Ауреоли и др.) и соответственно «объективных» и «формальных» И. Так, У. Оккам говорит о простых И. («первая интенция» – реально существующая вещь; «вторая интенция» – понятие об этой вещи) и об «интенциях души» («первая интенция души» – всякий знак, интенционально существующий в душе; «вторая» – знаковое обозначение для этих «первых интенций»). Схоластич. философия развивает также учение об «интенциональной чувственно-воспринимаемой форме», т. е. о чувственном образе материальных объектов. Понятие «И.» играло значит. роль в логич. и гносеологич. дискуссиях номиналистов и реалистов; на рубеже 19–20 вв. оно было вновь введено в филос. обиход Ф. Брентано и Э. Гуссерлем (см. Интенциональность).