Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТЕ́НЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 435

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Митюшин

ИНТЕ́НЦИЯ (от лат. intentio – стрем­ле­ние), тер­мин, обо­зна­чаю­щий на­ме­ре­ние, цель; в схо­ла­стич. фи­ло­со­фии – на­прав­лен­ность соз­на­ния на к.-л. пред­мет (или сам мыс­ли­мый пред­мет). Пер­во­на­чаль­но – кор­ре­лят сто­ич. тер­ми­на τόνος (на­пря­же­ние, тон).

В араб. ари­сто­те­лиз­ме (Ибн Си­на), а за­тем в схо­ла­сти­ке (Аль­берт Ве­ли­кий, Фо­ма Ак­вин­ский) про­во­дит­ся раз­ли­че­ние «пер­вой» и «вто­рой» И. «Пер­вая ин­тен­ция» (intentio prima) есть акт ин­тел­лек­та, на­прав­лен­ный на внеш­ний объ­ект, и сфор­ми­ро­ван­ное т. о. по­ня­тие об оп­ре­де­лён­ной ве­щи. «Вто­рая ин­тен­ция» (in­tentio secunda) пред­по­ла­га­ет акт ин­тел­лек­ту­аль­ной реф­лек­сии, объ­ек­том ко­то­рой вы­сту­па­ют уже не ве­щи, а со­держа­ние са­мо­го мыш­ле­ния (т. е. аб­ст­ракт­ные по­ня­тия, уни­вер­са­лии, ло­гич. за­ко­ны); Фо­ма Ак­вин­ский оп­ре­де­лял ло­ги­ку как уче­ние о вто­рых И., об­ра­щён­ных и от­не­сён­ных к пер­вым. Из это­го раз­ли­че­ния вы­те­ка­ет про­ти­во­пос­тав­ле­ние «ре­аль­но­го» и «ин­тен­цио­наль­но­го» бы­тия (Дунс Скот, Ду­ранд, Пётр Ау­ре­о­ли и др.) и со­от­вет­ст­вен­но «объ­ек­тив­ных» и «фор­маль­ных» И. Так, У. Ок­кам го­во­рит о про­стых И. («пер­вая ин­тен­ция» – ре­аль­но су­ще­ст­вую­щая вещь; «вто­рая ин­тен­ция» – по­ня­тие об этой ве­щи) и об «ин­тен­ци­ях ду­ши» («пер­вая ин­тен­ция ду­ши» – вся­кий знак, ин­тен­цио­наль­но су­ще­ст­вую­щий в ду­ше; «вто­рая» – зна­ко­вое обо­зна­че­ние для этих «пер­вых ин­тен­ций»). Схо­ла­стич. фи­ло­со­фия раз­ви­ва­ет так­же уче­ние об «ин­тен­цио­наль­ной чув­ст­вен­но-вос­при­ни­мае­мой фор­ме», т. е. о чув­ст­вен­ном об­ра­зе ма­те­ри­аль­ных объ­ек­тов. По­ня­тие «И.» иг­ра­ло зна­чит. роль в ло­гич. и гно­сео­ло­гич. дис­кус­си­ях но­ми­на­ли­стов и реа­ли­стов; на ру­бе­же 19–20 вв. оно бы­ло вновь вве­де­но в фи­лос. оби­ход Ф. Брен­та­но и Э. Г­ус­сер­лем (см. Ин­тен­цио­наль­ность).

Лит.: Euсken R. Geschichte der philosop­hi­schen Terminologie. Lpz., 1879.

Вернуться к началу