ВОЗВЫ́ШЕННОЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЗВЫ́ШЕННОЕ, эстетическая категория, характеризующая внутр. значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения. Представление о В. как особом стиле ораторской речи возникло на закате античности. В трактате 1 в. н. э. «О возвышенном» (рус. пер. 1966), который долгое время приписывали Дионисию Кассию Лонгину (3 в. н. э.), В. характеризуется как то, что не столько убеждает, сколько восхищает, потрясает и поражает. Это значение термина сохранилось вплоть до эпохи Возрождения, когда трактат Псевдо-Лонгина сделался предметом внимательного изучения и комментирования. Как самостоят. эстетич. понятие В. было впервые разработано в трактате Э. Бёрка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757, рус. пер. 1964). Бёрк связывал В. с присущим человеку чувством самосохранения и видел источник В. во всём, что так или иначе способно вызывать представление о страдании или опасности, т. е. во всём, «что так или иначе ужасно».
И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) дал систематич. анализ противоположности между прекрасным и В.: если прекрасное характеризуется определённой формой, ограничением, то сущность В. заключается в его безграничности, бесконечном величии и несоизмеримости с человеческой способностью созерцания и воображения. В. обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет его как физическое существо, заставляет его осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нём сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой. Вследствие этого нравственного характера В., его связи с идеей свободы Кант ставит В. выше прекрасного. В последующем развитии нем. эстетики центр тяжести в понимании В. был перенесён с восприятия его на соотношение между идеей и формой, выражаемым и выражением. Ж. П. Рихтер определял В. как бесконечность, взятую применительно к чувственному предмету, Ф. В. Шеллинг – как воплощение бесконечного в конечном; Г. В. Ф. Гегель – как несоразмерность между единичным явлением и выражаемой им бесконечной идеей.