Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗВЫ́ШЕННОЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 559-560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВОЗВЫ́ШЕННОЕ, эс­те­ти­че­ская ка­те­го­рия, ха­рак­те­ри­зую­щая внутр. зна­чи­тель­ность пред­ме­тов и яв­ле­ний, не­со­из­ме­ри­мых по сво­ему иде­аль­но­му со­дер­жа­нию с ре­аль­ны­ми фор­ма­ми их вы­ра­же­ния. Пред­став­ле­ние о В. как осо­бом сти­ле ора­тор­ской ре­чи воз­ник­ло на за­ка­те ан­тич­но­сти. В трак­та­те 1 в. н. э. «О воз­вы­шен­ном» (рус. пер. 1966), ко­то­рый дол­гое вре­мя при­пи­сы­ва­ли Дио­ни­сию Кас­сию Лон­ги­ну (3 в. н. э.), В. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как то, что не столь­ко убе­ж­да­ет, сколь­ко вос­хи­ща­ет, по­тря­са­ет и по­ра­жа­ет. Это зна­че­ние тер­ми­на со­хра­ни­лось вплоть до эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ко­гда трак­тат Псев­до-Лон­ги­на сде­лал­ся пред­ме­том вни­ма­тель­но­го изу­че­ния и ком­мен­ти­ро­ва­ния. Как са­мо­сто­ят. эс­те­тич. по­ня­тие В. бы­ло впер­вые раз­ра­бо­та­но в трак­та­те Э. Бёр­ка «Фи­ло­соф­ское ис­сле­до­ва­ние о про­ис­хо­ж­де­нии на­ших идей воз­вы­шен­но­го и пре­крас­но­го» (1757, рус. пер. 1964). Бёрк свя­зы­вал В. с при­су­щим че­ло­ве­ку чув­ст­вом са­мо­со­хра­не­ния и ви­дел ис­точ­ник В. во всём, что так или ина­че спо­соб­но вы­зы­вать пред­став­ле­ние о стра­да­нии или опас­но­сти, т. е. во всём, «что так или ина­че ужас­но».

И. Кант в «Кри­ти­ке спо­соб­но­сти су­ж­де­ния» (1790) дал сис­те­ма­тич. ана­лиз про­ти­во­по­лож­но­сти ме­ж­ду пре­крас­ным и В.: ес­ли пре­крас­ное ха­рак­те­ри­зу­ет­ся оп­ре­де­лён­ной фор­мой, ог­ра­ни­че­ни­ем, то сущ­ность В. за­клю­ча­ет­ся в его без­гра­нич­но­сти, бес­ко­неч­ном ве­ли­чии и не­со­из­ме­ри­мо­сти с че­ло­ве­че­ской спо­соб­но­стью со­зер­ца­ния и во­об­ра­же­ния. В. об­на­ру­жи­ва­ет двойственную при­ро­ду че­ло­ве­ка: оно по­дав­ля­ет его как фи­зическое су­ще­ст­во, за­став­ля­ет его осоз­нать свою ко­неч­ность и ог­ра­ни­чен­ность, но од­но­вре­мен­но воз­вы­ша­ет его как ду­хов­ное су­ще­ст­во, про­бу­ж­да­ет в нём соз­на­ние нрав­ст­вен­но­го пре­вос­ход­ст­ва да­же над фи­зи­че­ски не­со­из­ме­ри­мой и по­дав­ляю­щей его при­ро­дой. Вслед­ст­вие это­го нрав­ст­вен­но­го ха­рак­тера В., его свя­зи с иде­ей сво­бо­ды Кант ста­вит В. вы­ше пре­крас­но­го. В по­сле­дую­щем раз­ви­тии нем. эс­те­ти­ки центр тя­же­сти в по­ни­ма­нии В. был пе­ре­не­сён с вос­при­ятия его на со­от­но­ше­ние ме­ж­ду иде­ей и фор­мой, вы­ра­жае­мым и вы­ра­же­ни­ем. Ж. П. Рих­тер оп­ре­де­лял В. как бес­ко­неч­ность, взя­тую при­ме­ни­тель­но к чув­ст­вен­но­му пред­ме­ту, Ф. В. Шел­линг – как во­пло­ще­ние бес­ко­неч­но­го в ко­неч­ном; Г. В. Ф. Ге­гель – как не­со­раз­мер­ность ме­ж­ду еди­нич­ным яв­ле­ни­ем и вы­ра­жае­мой им бес­ко­неч­ной иде­ей.

Лит.: Monk S. H. The sublime. 2nd ed. Ann Arbor, 1960; Das Erhabene: Zwischen Grenzer­fahrung und Größenwahn / Hrsg. von Ch. Pries. Weinheim, 1989; Lyotard J.-F. Leçons sur l’Analytique du sublime. P., 1991.

Вернуться к началу