ЯМА́ДА КОСАКУ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯМА́ДА Косаку (нем. Kósçak Yamada) (9.6.1886, Токио – 29.12.1965, там же), япон. композитор, дирижёр и обществ. деятель. Основоположник япон. композиторской школы. В 1908 окончил вокальный ф-т Токийской школы музыки, в 1912 – Берлинскую высшую школу музыки по классу композиции К. Вольфа и М. Бруха (дипломное соч. «Победный клич и мир» – первое симфонич. произведение, написанное япон. композитором). В 1913, возвращаясь в Японию, побывал в России, где познакомился с музыкой А. Н. Скрябина. В 1915 в Токио курировал (совм. с К. Сайто) выставку ксилографий европ. художников- экспрессионистов. В 1915 организовал оркестр Токийского филармонич. об-ва (первый проф. оркестр Японии), в 1920 – первую Оперную ассоциацию (здесь осуществлены япон. премьеры сочинений Р. Вагнера, К. Дебюсси), в 1925 – Япон. филармонич. об-во (прообраз Симфонич. оркестра NHK). В 1922–23 издавал (вместе с поэтом Хакусю Китахарой) ж. «Поэзия и музыка». Гастролировал как дирижёр в США (1918–19, в т. ч. в Карнеги-холле исполнял собств. сочинения), СССР (1931, 1933), Германии (1937). В годы 2-й мировой войны занимал руководящие посты в гос. пропагандистском органе «Япон. ассоциация муз. культуры» (с 1942 вице-президент, с 1944 президент). С 1950 возглавлял Япон. дирижёрскую ассоциацию, в 1958–65 – муз. ф-т Ун-та Соай (Осака).
Как композитор формировался под влиянием музыки Р. Штрауса и А. Н. Скрябина. В ранний период (1913–20) тяготел к «стилистическому контрапункту» (япон. тайихо) с контрастным столкновением позднеромантич., модернистского и традиц. япон. муз. материала. Позднее, отчасти под влиянием Э. Блоха, пришёл к упрощению муз. языка, переосмыслил япон. пентатонический лад ёнануки (вариант мияко-буси). Большое творч. наследие Я. (ок. 1600 сочинений) включает: 4 оперы, в т. ч. «Чёрные корабли» (Пролог пост. в Ленинграде, 1931; 3 действия без Пролога, под назв. «Рассвет», – в Токио, 1940; полностью пост. в Токио, 2008) и «Сянфэй» (клавир завершён в 1947; в оркестровке И. Дана пост. в Токио, 1981); симфонич. поэмы и «хореографико-симфонич. поэмы» (япон. буёси – оригинальный жанр, разрабатывался совм. с япон. хореографом танца модерн Б. Исии); киномузыку (всего к 11 фильмам, включая первый япон. звуковой ф. «Заря», реж. К. Осанаи, 1927). В Японии наиболее значит. частью творч. наследия Я. считаются его вокальные сочинения (ок. 700 песен, гл. обр. на тексты совр. япон. поэтов; многие вошли в педагогич. репертуар). Написал автобиографию «Рапсодия молодости» («Дзидэн: Вакакихи-но кёсикёку», 1951).