ФАГО́Т
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАГО́Т (нем. Fagot, от итал. fagotto, букв. – вязанка, связка; франц. basson), духовой язычковый муз. инструмент с двойной тростью. Дерев. корпус длиной ок. 135 см состоит из трёх колен, образующих свёрнутую трубку. Длина ствола в развёрнутом виде – ок. 250 см. Единственная металлич. часть – соединит. трубка (эс), на которую надевается трость (внешне схожая с гобойной). Диапазон – от «си-бемоль» контроктавы до «ми» 2-й октавы. Нотируется чаще в басовом и теноровом ключах. В состав симфонического оркестра обычно входят 3 Ф. либо 2 Ф. и один контрафагот (низкая разновидность Ф.). Термин впервые зафиксирован в 14 в., применялся к инструментам-предшественникам. Ф. начал употребляться с 16 в. в церковных капеллах. С нач. 17 в. до сер. 18 в. использовался в составе бассо континуо. С нач. 18 в. широко применялся в качестве ансамблевого (в трио-сонатах) и сольного концертного инструмента. Неск. десятков концертов для солирующего Ф. или с его участием написал А. Вивальди; отличавшиеся особой виртуозностью, они составили «золотой фонд» лит-ры для Ф. Звуковые возможности инструмента расширились в творчестве композиторов венской классич. школы и романтиков; образцы оригинального применения Ф. – в партитурах М. И. Глинки («Патетическое трио» для кларнета, Ф. и фп., 1832), Н. А. Римского-Корсакова (сюита «Шехеразада», 1888), А. К. Лядова («Кикимора», 1909). Примеры использования Ф. в музыке 20 в.: соло Ф. в оркестровых сочинениях С. С. Прокофьева («Петя и волк», 1936), Д. Д. Шостаковича (9-я симфония, 1945, и др.), Концерт для кларнета и Ф. с оркестром Р. Штрауса (1947), Фантазия для фагота Э. Вила-Лобоса (1933), Юмористич. скерцо для 4 фаготов Прокофьева (1912) и др. В формировании отеч. школы игры на Ф. большую роль сыграли И. И. Костлан, А. Г. Васильев, Я. Ф. Шуберт, Р. П. Терёхин и др.