Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«COLLEGIUM AUREUM»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

«COLLÉGIUM AÚREUM» (лат. «Золотая коллегия»), немецкий оркестр старинной музыки. Один из старейших современных камерных оркестров барочного типа. Основан в 1962 во Фрайбурге-им-Брайсгау немецким отделением звукозаписывающей фирмы «Harmonia mundi». Ядро коллектива составили музыканты инструментального ансамбля «Renaissance Chamber Ensemble» – флейтист Х. М. Линде, гобоист Х. Хукке, органист Р. Эверхарт, гамбист И. Кох и др. (в 1960–61 этот ансамбль участвовал в концертах и записях средневековой музыки вокального ансамбля «Deller Consort» под руководством А. Деллера). В базовый состав «C. A.» вошёл также скрипач Францйозеф Майер (1925–2014), занявший пост концертмейстера. Позднее концертами коллектива руководили также Г. Леонхардт, Деллер, Р. Петерс, И. Сегарра, Г. Ратцингер и другие музыканты. Первые грампластинки под брендом «C. A.», изданные в 1962, посвящены музыке эпохи Возрождения (мадригальная комедия «Амфипарнас» О. Векки и попурри из танцевальной музыки 16 в.), однако уже в 1963 репертуар был полностью переориентирован на 18 в. Расцвет деятельности «C. A.» пришёлся на 2-ю пол. 1960-х – 1-ю пол. 1970-х гг., когда были выпущены многочисленные аудиозаписи музыки барокко, в т. ч. редко исполняющейся (А. Кампра, П. Локателли, К. Стамиц). В 1967 оркестр с успехом выступил с барочной программой на международном оперном фестивале в Экс-ан-Провансе.

Залогом успеха оркестра стали «оригинальные», или «исторические», инструменты (позднее они стали типичными для аутентичного исполнительства): такое исполнение широко известной барочной и классической музыки (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман, Й. Гайдн, В. А. Моцарт и др.) придавало ей новизну и тембровую свежесть. С оркестром выступали Г. Леонхардт, братья Кёйкен, Р. Гёбель и другие видные «аутентичные» инструменталисты. «C. A.» изредка участвовал также в записях музыки эпохи Возрождения: например, с хором мальчиков из Бад-Тёльца («Tölzer Knabenchor»; месса «Se la face ay pale» Г. Дюфаи, 1964), ансамблем «Deller Consort» (подборка мадригалов К. Монтеверди, 1967), британским ансамблем «Pro cantione antiqua» (месса «Ecce ancilla Domini» Й. Окегема, 1972). С 1974 в репертуар «C. A.» вошли сочинения композиторов-романтиков, наряду с «историческими» инструментами стали использоваться современные; в 1970-е гг. с оркестром сотрудничали пианисты П. Бадура-Скода и Й. Демус. Коллектив гастролировал в разных странах, в т. ч. в СССР. Последняя известная аудиозапись (концерты В. А. Моцарта для кларнета и гобоя с оркестром) датирована 1986.

Вернуться к началу