УА́ЙТМЕН ПОЛ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УА́ЙТМЕН (Whiteman) Пол (28.3.1890, Денвер, штат Колорадо – 29.12.1967, Дойлстаун, штат Пенсильвания), амер. джазовый и эстрадный дирижёр, продюсер. Систематич. муз. образования не получил. В 1919 организовал свой первый оркестр в Сан-Франциско. С 1920 жил в Нью-Йорке, руководил разными оркестрами, работавшими под брендом У. Первую известность У. принесли публикации аудиозаписей песен «Whispering» и «Japanese Sandman» (1920), оркестровый «саунд» для которых создал проф. композитор, аранжировщик и пианист Ф. Грофе (1892–1972; работал с У. в 1920–31). У. заказал Дж. Гершвину «Рапсодию в блюзовых тонах», которую Грофе аранжировал для оркестра; после успешной премьеры (Нью-Йорк, 1924) «Рапсодия» на мн. годы стала эмблемой «оркестра Уайтмена». Эксперим. музыку в стиле симфонич. джаза для У. писали (кроме Гершвина и Грофе) В. Херберт, У. Г. Стилл, Дж. Антейл, М. Гулд, Дюк Эллингтон. При этом широкое признание завоевали простые эстрадные песни и танцы (вальсы, фокстроты и др.): «Рамона», «Бумажная луна», «Три часа ночи», «Мои голубые небеса», «Когда я в твоих руках» и др. У. гастролировал со своим оркестром в Европе (с 1923) и США, неоднократно выступал в Карнеги-холле, с 1928 – по амер. радио. Снялся в 13 фильмах, первый из них – «Король джаза» (1930, реж. Дж. М. Андерсон, музыка в аранжировке Грофе, песни исполнял Б. Кросби и др.). В нач. 1940-х гг., с наступлением эры свинга, отошёл от руководства оркестром, занимался адм. работой.
У. – ключевая фигура в амер. массовой муз. культуре 1920-х и отчасти 1930-х гг. «Саунд» У. оказал мощное влияние на эстрадную музыку во всём мире, вплоть до СССР. Амер. критики обвиняли У. в «профанации» и коммерциализации джаза, признавая при этом большое значение его деятельности для популяризации джаза.