ТИТО́В АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИТО́В Алексей Николаевич [12(23).7.1769, Москва – 8(20).11.1827, С.-Петербург], рос. композитор и скрипач-любитель. Ген.-м. (1802). Сын Николая Сергеевича Т. (ум. 1776) – поэта, драматурга и композитора, первого «директора» (1766–69) казённого моск. публичного театра (см. в ст. Медокса театр). С 1790-х гг. Т. жил в С.-Петербурге. Сыграл большую роль в развитии отеч. муз. театра нач. 19 в. Наиболее важная часть наследия – оперы, включая трилогию на текст А. Я. Княжнина, в которой развиваются традиции рус. комич. оперы с диалогами: «Ям, или Почтовая станция» (1805), «Посиделки, или Продолжение Яма» (1808), «Девишник, или Филаткина свадьба» (1809; все пост. в С.-Петербурге). Муз. язык этих опер соединяет опору на зап.-европ. оперную стилистику и рус. гор. фольклор; они пользовались значит. популярностью у современников и шли на столичных и провинц. сценах на протяжении ок. 30 лет. Опера «Мужество киевлянина, или Вот каковы русские» (1817, пост. в С.-Петербурге) – одна из первых рус. патриотич. опер (сюжет – эпизод из «Повести временных лет»: борьба киевлян с печенегами), увертюра к ней – один из образцов ранней рус. симфонич. музыки.
Его брат – Сергей Николаевич [22.9 (3.10).1770 – 24.3(5.4).1825], композитор и виолончелист. Ген.-л. Участник муз. собраний своего брата. Автор муз.-сценич. произведений, в т. ч. балета «Новый Вертер» (1799) и оперы-водевиля «Крестьяне, или Встреча незваных» (на либр. А. А. Шаховского; 1814; оба пост. в С.-Петербурге).
Композиторами-любителями (по преимуществу авторами романсов и салонных пьес) были сыновья А. Н. и С. Н. Титовых: Николай Алексеевич [28.4(10.5). 1800, С.-Петербург – 10(22).12.1875, там же], ген.-м.; Михаил Алексеевич [5(17).9.1804, С.-Петербург – 3(15).12.1853, Павловск]; Николай Сергеевич (1798–1843, Москва).