ПО́НСЕ КУЭЛЬЯР МАНУЭЛЬ МАРИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́НСЕ, Понсе Куэльяр (Ponce Cuéllar) Мануэль Мария (8.12.1882, Фреснильо, штат Сакатекас – 24.4.1948, Мехико), мекс. композитор, пианист, дирижёр. Основоположник совр. композиторской школы в Мексике. В 1900–01 учился в Мехико, затем до кон. 1905 – в Муз. лицее Болоньи у М. Э. Босси, Л. Торки и Ч. Далль’Олио, в 1906 совершенствовался как пианист в Берлине у М. Краузе. С 1907 в Мехико, преподавал в Нац. конс., выступал как пианист с исполнением музыки франц. композиторов (К. Дебюсси и др.) и своей собственной (в 1912 состоялась премьера его Фп. концерта). В 1915 уехал на Кубу. С 1917 вновь в Мехико, до 1919 гл. дирижёр Нац. симфонич. оркестра. В 1925–33 жил в Париже, брал уроки композиции у П. Дюка, издавал ж. «Gaceta musical» (на исп. яз.). В 1933–35 директор Нац. конс. в Мехико, в 1934 основал кафедру муз. фольклора в Высшей школе музыки при Нац. автономном ун-те Мексики (П. первым стал целенаправленно собирать и обрабатывать мекс. фольклор), в 1936–37 издавал ж. «Cultura musical». В 1930–40-е гг. написано и исполнено большинство его важнейших крупных сочинений: «Пение и танец древних мексиканцев» (1933), симфонич. триптих «Чапультепек» (1934), Элегич. поэма и Сюита в старинном стиле (обе 1935), «Мерлин» (1938; все для оркестра), Скрипичный концерт (первый исполнитель – Г. Шеринг, 1943, Мехико) и мн. др. В 1941 совершил гастрольное турне по странам Лат. Америки, где дирижировал своими авторскими концертами, в Монтевидео гитарист А. Сеговия впервые исполнил посвящённый ему «Южный концерт». В названных сочинениях, а также в камерно-инструментальных ансамблях, сочинениях для фп., гитары, голоса (особенно популярна песня «Эстрелита») – синтез романтич. стилистики с типичными элементами мекс. нац. музыки, импрессионистская красочность гармонии и фактуры.