Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́НСЕ КУЭЛЬЯР МАНУЭЛЬ МАРИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 122

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПО́НСЕ, Пон­се Ку­эль­яр (Ponce Cuéllar) Ма­ну­эль Ма­рия (8.12.1882, Фрес­ни­льо, штат Са­ка­те­кас – 24.4.1948, Ме­хи­ко), мекс. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ди­ри­жёр. Ос­но­во­по­лож­ник совр. ком­по­зи­тор­ской шко­лы в Мек­си­ке. В 1900–01 учил­ся в Ме­хи­ко, за­тем до кон. 1905 – в Муз. ли­цее Бо­ло­ньи у М. Э. Бос­си, Л. Тор­ки и Ч. Далль’Олио, в 1906 со­вер­шен­ст­во­вал­ся как пиа­нист в Бер­ли­не у М. Крау­зе. С 1907 в Ме­хи­ко, пре­по­да­вал в Нац. конс., вы­сту­пал как пиа­нист с ис­пол­не­ни­ем му­зы­ки франц. ком­по­зи­то­ров (К. Де­бюс­си и др.) и сво­ей соб­ст­вен­ной (в 1912 со­стоя­лась пре­мье­ра его Фп. кон­цер­та). В 1915 уе­хал на Ку­бу. С 1917 вновь в Ме­хи­ко, до 1919 гл. ди­ри­жёр Нац. сим­фонич. ор­ке­ст­ра. В 1925–33 жил в Па­ри­же, брал уро­ки ком­по­зи­ции у П. Дю­ка, из­да­вал ж. «Gaceta musical» (на исп. яз.). В 1933–35 ди­рек­тор Нац. конс. в Ме­хи­ко, в 1934 ос­но­вал ка­фед­ру муз. фольк­ло­ра в Выс­шей шко­ле му­зы­ки при Нац. ав­то­ном­ном ун-те Мек­си­ки (П. пер­вым стал це­ле­на­прав­лен­но со­би­рать и об­ра­ба­ты­вать мекс. фольк­лор), в 1936–37 из­да­вал ж. «Cultura musical». В 1930–40-е гг. на­пи­са­но и ис­пол­не­но боль­шин­ст­во его важ­ней­ших круп­ных со­чи­не­ний: «Пе­ние и та­нец древ­них мек­си­кан­цев» (1933), сим­фо­нич. трип­тих «Ча­пуль­те­пек» (1934), Эле­гич. по­эма и Сюи­та в ста­рин­ном сти­ле (обе 1935), «Мер­лин» (1938; все для ор­ке­ст­ра), Скри­пич­ный кон­церт (пер­вый ис­пол­ни­тель – Г. Ше­ринг, 1943, Ме­хи­ко) и мн. др. В 1941 со­вер­шил га­ст­роль­ное тур­не по стра­нам Лат. Аме­ри­ки, где ди­ри­жи­ро­вал свои­ми ав­тор­ски­ми кон­цер­та­ми, в Мон­те­ви­део ги­та­рист А. Се­го­вия впер­вые ис­пол­нил по­свя­щён­ный ему «Юж­ный кон­церт». В на­зван­ных со­чи­не­ни­ях, а так­же в ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лях, со­чи­не­ни­ях для фп., ги­та­ры, го­ло­са (осо­бен­но по­пу­ляр­на пес­ня «Эс­т­ре­ли­та») – син­тез ро­ман­тич. сти­ли­сти­ки с ти­пич­ны­ми эле­мен­та­ми мекс. нац. му­зы­ки, им­прес­сио­ни­ст­ская кра­соч­ность гар­мо­нии и фак­ту­ры.

Лит.: Otero C. M. M. Ponce y la guitarra. Méx., 1981; Castellanos P. M. M. Ponce: ensayo. Méx., 1982; The Segovia–Ponce letters / Ed. M. Alcázar. Columbus, 1989.

Вернуться к началу