ПЕТРО́В АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТРО́В Андрей Павлович (2.9.1930, Ленинград – 15.2.2006, С.-Петербург), рос. композитор, нар. арт. СССР (1980). Один из крупнейших отеч. композиторов 2-й пол. 20 в. В 1949 окончил Муз. уч-ще им. Н. А. Римского-Корсакова, в 1954 – Ленингр. конс. по классу О. А. Евлахова. В 1964–91 пред. правления Ленингр. орг-ции СК РСФСР, с 1969 секретарь правления СК СССР, с 1992 – СК РФ. Сочинял в разных жанрах эстрадной и академич. музыки, наиболее известен как автор песен, музыки для театра и кино. Для муз. языка характерны мелодич. и гармонич. изобретательность, элегантность ритма и оркестровки; нередко соединение эстрадной и академич. стилистики. Первые композиторские удачи – песни кон. 1950-х – нач. 1960-х гг., которые вошли в репертуар Э. С. Пьехи, Э. А. Хиля и др. ленингр. исполнителей (среди них – «Пой, песня моя», «Что ты грустишь обо мне?», «Ах, нет» на слова Н. В. Глейзарова; «Здравствуй» на слова С. Б. Фогельсона; «Осень», «Звёзды в кондукторской сумке» на слова Л. В. Куклина), музыка к пьесе «Баня» В. В. Маяковского (1954), симфонич. поэма «Радда и Лойко» (1954, дипломная работа). Всенародный успех пришёл к П. в связи с кинодебютом – музыкой к к/ф «Человек-амфибия» (1962, режиссёры В. А. Чеботарёв, Г. С. Казанский), из которой особенно известными стали песни «О морском дьяволе» (слова Фогельсона) и «О рыбаке» (слова Ю. В. Друниной). В дальнейшем композитор сотрудничал с кинорежиссёрами Э. А. Рязановым («Берегись автомобиля», 1966, «Служебный роман», 1977, «Гараж», 1980, «Вокзал для двоих», 1983, «Жестокий романс», 1984, и др.), Г. Н. Данелией [«Путь к причалу», 1962, «Я шагаю по Москве», 1964 (широкую популярность приобрели песни из них, соответственно, «Песня друга» на слова Г. М. Поженяна и «Я шагаю по Москве» на слова Г. Ф. Шпаликова), «Осенний марафон», 1979, «Настя», 1993], Н. Н. Кошеверовой («Старая, старая сказка», 1970), В. В. Мельниковым («Бедный, бедный Павел», 2003) и др.; всего П. написал музыку к более чем 80 фильмам. За песни 1960-х гг. (среди них – «Голубые города» на слова Куклина) удостоен Гос. пр. СССР (1967). Из 5 балетов – «Станционный смотритель» (по А. С. Пушкину, 1956), «Берег надежды» (1959, балетм. И. Д. Бельский), «Сотворение мира» (1971), «Пушкин» (1979; оба – балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), «Мастер и Маргарита» (по М. А. Булгакову, 1987, балетм. Б. Я. Эйфман; все – Ленинград) – наиболее знаменит балет «Сотворение мира», созданный по мотивам сатирич. рисунков Ж. Эффеля (поставлен в Ленингр. театре оперы и балета им. С. М. Кирова, затем на мн. отеч. и зарубежных сценах); три оркестровые сюиты из него вошли в репертуар симфонич. оркестров. Автор опер «Пётр Великий» (1975; Гос. пр. СССР, 1976), «Маяковский начинается» (1983; обе – Ленингр. театр оперы и балета им. С. М. Кирова), оперетт «Жили три студента» (1961, совм. с А. А. Черновым), «Мы хотим танцевать» (1967), «О бедном гусаре замолвите слово» (1986), мюзикла «Капитанская дочка» (2001; все – даты постановок). Сотрудничал с ленингр. драматич. театрами, особенно много с Театром драмы им. А. С. Пушкина, на сцене которого поставлены пьесы с его музыкой «Бегущая по волнам» по А. С. Грину (1960), «Каменный гость» Пушкина (1962), «Легенда об Уленшпигеле» по Ш. де Костеру (1971), «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1972), «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского (1976) и др. Среди сочинений для оркестра и разных инструментальных составов: цикл «Песни наших дней» для оркестра (1964), симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» (1986; вместе с Фп. концертом, 1989, – Гос. пр. РФ, 1996), «Русь колокольная» для симфонич. оркестра (1990), симфония с хором «Время Христа» (1995), музыка для оркестра «Блистательный Санкт-Петербург» (2000). Ряд сочинений создал в соавторстве с дочерью – композитором Ольгой Андреевной Петровой (р. 1956). Награждён орденом Ленина (1985).