Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРО́В АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 99

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лопатин
А. П. Петров.

ПЕТРО́В Ан­д­рей Пав­ло­вич (2.9.1930, Ле­нин­град – 15.2.2006, С.-Пе­тер­бург), рос. ком­по­зи­тор, нар. арт. СССР (1980). Один из круп­ней­ших отеч. ком­по­зи­то­ров 2-й пол. 20 в. В 1949 окон­чил Муз. уч-ще им. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, в 1954 – Ле­нингр. конс. по клас­су О. А. Ев­ла­хо­ва. В 1964–91 пред. прав­ле­ния Ле­нингр. орг-ции СК РСФСР, с 1969 сек­ре­тарь прав­ле­ния СК СССР, с 1992 – СК РФ. Со­чи­нял в раз­ных жан­рах эс­т­рад­ной и ака­де­мич. му­зы­ки, наи­бо­лее из­вес­тен как ав­тор пе­сен, му­зы­ки для те­ат­ра и ки­но. Для муз. язы­ка ха­рак­тер­ны ме­ло­дич. и гар­мо­нич. изо­бре­та­тель­ность, эле­гант­ность рит­ма и ор­ке­ст­ров­ки; не­ред­ко со­еди­не­ние эс­т­рад­ной и ака­де­мич. сти­ли­сти­ки. Пер­вые ком­по­зи­тор­ские уда­чи – пес­ни кон. 1950-х – нач. 1960-х гг., ко­то­рые во­шли в ре­пер­ту­ар Э. С. Пье­хи, Э. А. Хи­ля и др. ле­нингр. ис­пол­ни­те­лей (сре­ди них – «Пой, пес­ня моя», «Что ты гру­стишь обо мне?», «Ах, нет» на сло­ва Н. В. Глей­за­ро­ва; «Здрав­ст­вуй» на сло­ва С. Б. Фо­гель­со­на; «Осень», «Звёз­ды в кон­дук­тор­ской сум­ке» на сло­ва Л. В. Кук­ли­на), му­зы­ка к пье­се «Ба­ня» В. В. Мая­ков­ско­го (1954), сим­фо­нич. по­эма «Рад­да и Лой­ко» (1954, ди­плом­ная ра­бо­та). Все­на­род­ный ус­пех при­шёл к П. в свя­зи с ки­но­де­бю­том – му­зы­кой к к/ф «Человек-ам­фи­бия» (1962, ре­жис­сё­ры В. А. Че­бо­та­рёв, Г. С. Ка­зан­ский), из ко­то­рой осо­бен­но из­вест­ны­ми ста­ли пес­ни «О мор­ском дья­во­ле» (сло­ва Фо­гель­сона) и «О ры­ба­ке» (сло­ва Ю. В. Дру­ни­ной). В даль­ней­шем ком­по­зи­тор со­труд­ни­чал с ки­но­ре­жис­сё­ра­ми Э. А. Ря­за­но­вым («Бе­ре­гись ав­то­мо­би­ля», 1966, «Слу­жеб­ный ро­ман», 1977, «Га­раж», 1980, «Во­кзал для дво­их», 1983, «Жес­то­кий ро­манс», 1984, и др.), Г. Н. Да­не­ли­ей [«Путь к при­ча­лу», 1962, «Я ша­гаю по Мо­ск­ве», 1964 (ши­ро­кую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ли пес­ни из них, со­от­вет­ст­вен­но, «Пес­ня дру­га» на сло­ва Г. М. По­же­ня­на и «Я ша­гаю по Мо­ск­ве» на сло­ва Г. Ф. Шпа­ли­ко­ва), «Осен­ний ма­ра­фон», 1979, «Нас­тя», 1993], Н. Н. Ко­ше­ве­ро­вой («Ста­рая, ста­рая сказ­ка», 1970), В. В. Мель­ни­ко­вым («Бед­ный, бед­ный Па­вел», 2003) и др.; все­го П. на­пи­сал му­зы­ку к бо­лее чем 80 филь­мам. За пес­ни 1960-х гг. (сре­ди них – «Го­лу­бые го­ро­да» на сло­ва Кук­ли­на) удо­сто­ен Гос. пр. СССР (1967). Из 5 ба­ле­тов – «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель» (по А. С. Пуш­ки­ну, 1956), «Бе­рег на­де­ж­ды» (1959, ба­летм. И. Д. Бель­ский), «Со­тво­ре­ние ми­ра» (1971), «Пуш­кин» (1979; оба – ба­лет­мей­сте­ры Н. Д. Ка­сат­ки­на и В. Ю. Ва­си­лёв), «Мас­тер и Мар­га­ри­та» (по М. А. Бул­га­ко­ву, 1987, ба­летм. Б. Я. Эйф­ман; все – Ле­нин­град) – наи­бо­лее зна­ме­нит ба­лет «Со­тво­ре­ние ми­ра», соз­дан­ный по мо­ти­вам са­ти­рич. ри­сун­ков Ж. Эф­фе­ля (по­став­лен в Ле­нингр. те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва, за­тем на мн. отеч. и за­ру­беж­ных сце­нах); три ор­ке­ст­ро­вые сюи­ты из не­го во­шли в ре­пер­ту­ар сим­фо­нич. ор­ке­ст­ров. Ав­тор опер «Пётр Ве­ли­кий» (1975; Гос. пр. СССР, 1976), «Мая­ков­ский на­чи­на­ет­ся» (1983; обе – Ле­нингр. те­атр опе­ры и ба­ле­та им. С. М. Ки­ро­ва), опе­ретт «Жи­ли три сту­ден­та» (1961, совм. с А. А. Чер­но­вым), «Мы хо­тим тан­це­вать» (1967), «О бед­ном гу­са­ре за­мол­ви­те сло­во» (1986), мю­зик­ла «Ка­питан­ская доч­ка» (2001; все – даты по­ста­но­вок). Со­труд­ни­чал с ле­нингр. дра­ма­тич. те­ат­ра­ми, осо­бен­но мно­го с Те­ат­ром дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на, на сце­не ко­то­ро­го по­став­ле­ны пье­сы с его му­зы­кой «Бе­гу­щая по вол­нам» по А. С. Гри­ну (1960), «Ка­мен­ный гость» Пуш­ки­на (1962), «Ле­ген­да об Улен­шпи­ге­ле» по Ш. де Кос­те­ру (1971), «Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва (1972), «Бе­се­ды с Со­кра­том» Э. С. Рад­зин­ско­го (1976) и др. Сре­ди со­чи­не­ний для ор­ке­ст­ра и раз­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных со­ста­вов: цикл «Пес­ни на­ших дней» для ор­ке­ст­ра (1964), сим­фо­ния-фан­та­зия «Мас­тер и Мар­га­ри­та» (1986; вме­сте с Фп. кон­цер­том, 1989, – Гос. пр. РФ, 1996), «Русь ко­ло­коль­ная» для сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра (1990), сим­фо­ния с хо­ром «Вре­мя Хри­ста» (1995), му­зы­ка для ор­ке­ст­ра «Бли­ста­тель­ный Санкт-Пе­тер­бург» (2000). Ряд со­чи­не­ний соз­дал в со­ав­тор­ст­ве с до­че­рью – ком­по­зи­то­ром Оль­гой Ан­д­ре­ев­ной Пет­ро­вой (р. 1956). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1985).

Соч.: В по­ис­ках гар­мо­нии // Г. Да­не­лия: Сб. М., 1982; Диа­лог о ки­но­му­зы­ке. М., 1982; Вре­мя. Му­зы­ка. Му­зы­кан­ты. Л., 1987.

Лит.: Мар­ха­сев Л. С. А. Пет­ров, зна­ко­мый и не­зна­ко­мый. Л., 1974; он же. А. Пет­ров. М., 1995; А. Пет­ров: Сб. ста­тей. Л., 1981; Ваш А. Пет­ров: Ком­по­зи­тор в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. СПб., 2010.

Вернуться к началу