ЛАНДО́ВСКА ВАНДА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАНДО́ВСКА, Ландовская (Landowska) Ванда (5.7.1879, Варшава – 16.8.1959, Лейквилл, штат Коннектикут, США), польск. и франц. клавесинистка, пианистка, педагог, музыковед. Училась в Ин-те музыки в Варшаве по классу фп. А. Михаловского, в 1896–1900 брала уроки композиции у Г. Урбана в Берлине. В 1900–12 жила в Париже, выступала в концертах «Схолы канторум» как пианистка, исполняя сочинения И. С. Баха. В 1903 дебютировала как клавесинистка. С 1906 гастролировала в Европе [в т. ч. в России в 1907, 1909 (её игру слушал Л. Н. Толстой), 1913]. В 1912 на фирме «Плейель» для Л. был построен (в соответствии с её указаниями) первый концертный клавесин. В 1912–20 жила в Берлине, в Высшей школе музыки основала первый в истории класс игры на клавесине. В 1920 вернулась в Париж, в 1921 читала лекции в Сорбонне и преподавала в Нормальной школе. В 1923 выступила с Филадельфийским оркестром под упр. Л. Стоковского, осуществила свою 1-ю грамзапись (более ранние записи сделаны в 1905 на фонограф). В 1925 в своём доме в Сен-Лё-ла-Форе (предместье Парижа) организовала Школу старинной музыки. В 1920–30-е гг. гастролировала по Европе и США. В 1940, опасаясь преследования нацистов, покинула Францию; её обширная библиотека и ценная коллекция старинных инструментов были разграблены. С 1941 жила в США (c 1947 в Лейквилле), где вела активную концертную, лекторскую и педагогич. деятельность. Последний концерт Л. состоялся в 1954 в Нью-Йорке.
Историч. заслуга Л. состоит в реабилитации клавесина как концертного инструмента. В репертуаре Л. в целом доминировали сочинения композиторов 18 в. (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, К. Ф. Э. Бах и др.), в совр. репертуаре – написанные для неё клавесинные концерты М. де Фальи (1926) и Ф. Пуленка (1927). Среди мн. аудиозаписей – оба тома «Хорошо темперированного клавира» (1954) и «Гольдберг-вариации» (1931; 1-я запись этого сочинения на клавесине) И. С. Баха. Несмотря на анахронизм интерпретаций (Л. играла в энергичной и чувственной манере на громоздком клавесине с 16-футовым регистром и элементами рояльной механики, что не соответствует совр. представлениям о звучании музыки барокко), её деятельность сыграла большую роль в развитии аутентичного исполнительства. Среди учеников: А. Элерс, Э. Харих-Шнайдер, Р. Кёркпатрик, Р. Пуйяна, Э. ван де Виле, К. Флатау, М. Казуро-Тромбини.