КОЛЫБЕ́ЛЬНЫЕ ПЕ́СНИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЫБЕ́ЛЬНЫЕ ПЕ́СНИ, нар. песни для убаюкивания детей; один из древнейших жанров фольклора. Сохраняют своё значение в быту мн. народов мира. В традиц. культуре выполняли также магич. охранную функцию (напр., изображали смерть ребёнка, чтобы защитить его от реальной смерти).
В композиционно-смысловом отношении рус. К. п. представляют собой свободное соединение мотивов (призывание сна, изгнание вредителя, приглашение успокоителя, одаривание, кормление-угощение, пугание-предупреждение, пожелание будущего благополучия и др.), «нанизывание» традиц. словесных формул. Присутствуют образы чудесной колыбели, животных и птиц (волка, кота, голубя); широко используется приём олицетворения (Сон-Дрёма, Угомон, Бука). Спокойный монотонный характер обусловлен ритмоинтонационной повторностью, однообразием припевных слов. Характерны хореический 7-сложник («Баю-баюшки-баю, / Не ложися на краю»), 4-дольный муз. метр (встречается 3-дольный), 2-строчная форма напева (встречаются одно- и трёхстрочные), терцовые и квартовые ладовые звукоряды (нередко с субквартой – незаполненной и заполненной).
На основе народных возникли литературные К. п. (М. Ю. Лермонтов, А. Н. Майков, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, А. А. Ахматова и др.). Жанр К. п. нашёл применение в вокальной, хоровой, инструментальной, оперной, балетной музыке (М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев).