Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́РНАЯ ФЛЕ́ЙТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 366

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Парная флейта. Южная Европа.

ПА́РНАЯ ФЛЕ́ЙТА (двой­ная флей­та), ду­хо­вой муз. ин­ст­ру­мент. Со­сто­ит из двух скре­п­лён­ных или не скре­п­лён­ных ме­ж­ду со­бой тру­бок оди­на­ко­вой или раз­ной дли­ны, с паль­це­вы­ми от­вер­стия­ми; встре­ча­ют­ся так­же П. ф. в ви­де еди­но­го кор­пу­са (напр., де­ре­вян­но­го) с дву­мя па­рал­лель­ны­ми ка­на­ла­ми. Древ­ней­шие изо­бра­же­ния вос­хо­дят к куль­ту­ре Ме­со­по­та­мии, об­раз­цы ин­ст­ру­мен­та най­де­ны в ар­хео­ло­гич. ма­те­риа­лах Ме­зо­аме­ри­ки. Из­вест­ны в ср.-век. Ев­ро­пе. В 20 в. со­хра­ня­лись в фольк­лор­ной сре­де в не­ко­то­рых стра­нах Юж. и Вост. Ев­ро­пы. В Бе­ло­рус­сии (Мо­ги­лёв­ская обл.) и Рос­сии (Смо­лен­ская обл.; К. В. Квит­ка в 1940 за­фик­си­ро­вал жи­вую тра­ди­цию из­го­тов­ле­ния и иг­ры) П. ф. со­став­ля­ли еди­ный аре­ал; наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ное назв. – дуд­ки. Бе­ло­рус. и рус. П. ф. ана­ло­гич­ны по кон­ст­рук­ции: две не­рав­но­ве­ли­кие труб­ки, ка­ж­дая со сви­ст­ко­вым уст­рой­ст­вом, тра­ди­ци­он­но из­го­тав­ли­ва­ют­ся из дре­ве­си­ны спо­со­бом вы­свер­ли­ва­ния и вы­жи­га­ния, при иг­ре их дер­жат под уг­лом од­на к дру­гой. Зву­ки из­вле­ка­ют­ся из обе­их тру­бок од­но­вре­мен­но или по­оче­рёд­но, об­щий диа­па­зон зву­ча­ния (с пе­ре­ду­ва­ния­ми) до двух с по­ло­ви­ной ок­тав. В Смо­лен­ской обл. ис­пол­ня­лись ме­ло­дии об­ря­до­вых, ли­ри­че­ских и др. пе­сен соль­но (напр., при па­сть­бе) и в ви­де со­про­во­ж­де­ния пе­нию, ин­ст­ру­мен­таль­ные наи­гры­ши – для ак­ком­па­не­мен­та тан­цам.

Лит.: Квит­ка К. В. Пар­ная флей­та // Квит­ка К. В. Из­бран­ные тру­ды. М., 1973. Т. 2; На­зи­на И. Д. Бе­ло­рус­ские на­род­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. Минск, 1979; Ба­нин А. А. Рус­ская ин­ст­ру­мен­таль­ная му­зы­ка фольк­лор­ной тра­ди­ции. М., 1997.

Вернуться к началу