Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАРДИ́НИ ПЬЕТРО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 47

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НАРДИ́НИ (Nardini) Пьет­ро (12.4.1722, Ли­вор­но – 7.5.1793, Фло­рен­ция), итал. скри­пач, ком­по­зи­тор и пе­да­гог. В 1734–1740 учил­ся иг­ре на скрип­ке в Па­дуе у Дж. Тар­ти­ни (был его лю­би­мым уче­ни­ком). В 1740–60 ра­бо­тал в Ли­вор­но как скри­пач и пе­да­гог. В 1762–65 ка­мер-вир­ту­оз, за­тем кон­церт­мей­стер гер­цог­ской ка­пел­лы в Штут­гар­те. С 1769 кон­церт­мей­стер гер­цог­ской ка­пел­лы во Фло­рен­ции. Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей итал. скри­пич­ной шко­лы 18 в. Кра­со­ту, чис­то­ту и ров­ность иг­ры Н. от­ме­тил Л. Мо­царт в сво­ём трак­та­те. В про­из­ве­де­ни­ях для скрип­ки с бас­со кон­ти­нуо [6 кон­цер­тов op. 1 (изд. ок. 1765), 6 со­нат op. 2, 6 со­ло-со­нат op. 5 (изд. ок. 1770), 7 со­нат с ор­на­мен­ти­ро­ван­ны­ми ада­жио] Н. раз­вил фор­му ран­не­клас­сич. со­на­ты и кон­цер­та. «За­га­доч­ная со­на­та» («Sonate énigma­tique») для скрип­ки со­ло опуб­ли­ко­ва­на в 3-м из­да­нии «Скри­пич­но­го ис­кус­ст­ва» («L’art du violon») Ж. Б. Кар­тье (1803). Ему при­над­ле­жат об­раз­цы фор­ми­ро­вав­ше­го­ся квар­тет­но­го сти­ля (6 струн­ных квар­те­тов), а так­же 14 «Но­вых италь­ян­ских ме­ну­этов» для 2 скри­пок с бас­со кон­ти­нуо (ок. 1750), 6 трио-со­нат (1770) и др. со­чи­не­ния (мно­гие не из­да­ны). Сре­ди уче­ни­ков – А. Бру­нет­ти, Дж. Кам­би­ни, Б. Кам­пань­о­ли, Т. Лин­ли, Ф. Ман­фре­ди.

Лит.: Rangоni G. В. Essai sur le goût de la musique… Nardini, Lolli, e Pugnani... Li­vor­no, 1790; Bonaventura A. Musicisti livornesi. Livorno, 1930; Pfäfflin C. P. Nardini. Seine Werke und sein Leben. Stuttg., 1935; Flesch C. Die Kunst des Violinspiels. B., 1953. Bd 2; Dellaborra M. P. Nardini, violinista e compo­sitore del 700’ // Comune notizie. Livorno, 1992. Vol. 2.

Вернуться к началу