Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЫ́СЛИВЕЧЕК ЙОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 551-552

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МЫ́СЛИВЕЧЕК (Mysliveček) Йо­зеф (9.3.1737, Пра­га – 4.2.1781, Рим), чеш. ком­по­зи­тор. Сын мель­ни­ка. Пер­во­на­чаль­ное муз. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ни­ях, в т. ч. в се­ми­на­рии ие­зуи­тов (1747–52). С 1760 изу­чал ком­по­зи­цию у Ф. Ха­бер­ма­на и Й. Се­ге­ра в Пра­ге. В 1762 из­да­ны его пер­вые ин­ст­ру­мен­таль­ные про­из­ве­де­ния, в т. ч. 6 сим­фо­ний с на­зва­ния­ми ме­ся­цев (ян­варь – июнь). С 1763 в Ита­лии, в 1764–66 со­вер­шен­ство­вал­ся у Дж. Б. Пе­шет­ти. Пер­вая опе­ра М., про­зван­но­го Бо­гем­цем («Il Boemo»), – «Се­ми­ра­ми­да» (либр. П. Ме­та­ста­зио, 1765, Бер­га­мо). В 1770 в Бо­ло­нье M. по­зна­ко­мил­ся с В. А. Мо­цар­том (в 1777 вновь об­щал­ся с ним в Мюн­хе­не). Все­го М. соз­дал ок. 30 опер-се­риа, в ко­то­рых про­явил се­бя как мас­тер во­каль­но­го пись­ма, изо­бре­та­тель­ный ме­ло­дист: «Бел­ле­ро­фонт» (либр. Дж. Бо­нек­ки, 1767, Не­аполь), «Де­мо­фонт» (1769, Ве­не­ция и Ве­на), «Мон­те­су­ма» (1771, Фло­рен­ция), «Та­мер­лан Ве­ли­кий» (1771, Ми­лан), «Ми­ло­сер­дие Ти­та» (1774, Ве­не­ция), «Эций» (1775, Не­аполь) и др. По­след­ние опе­ры М. («Ар­ми­да», 1779, Ми­лан, и «Ме­донт», 1780, Рим) не име­ли ус­пе­ха. Ав­тор ора­то­рий на биб­лей­ские сю­же­ты: «Св. Бе­не­дикт» (1768), «То­вий» (1769), «Смерть Ии­су­са» (1770), «Адам и Ева» (1771), «Уз­нан­ный Ио­сиф» («Giuseppe ricono­sciuto», 1769), «Стра­сти Ии­су­са Хри­ста» (1773), «Ав­ра­ам и Иса­ак» (1777). Из об­шир­но­го на­сле­дия М. со­хра­ни­лась не­зна­чит. часть. Мн. опе­ры ос­та­лись в ру­ко­пи­сях; не­ко­то­рые сим­фо­нич. и ка­мер­ные со­чи­не­ния из­да­ны в 18 в., неск. про­из­ве­де­ний, об­на­ру­жен­ных в сер. 20 в., опуб­ли­ко­ва­ны совр. из­да­тель­ст­ва­ми. В сим­фо­нич. (ок. 45 сим­фо­ний, увер­тю­ры) и ка­мер­ных (ок­те­ты для ду­хо­вых, смыч­ко­вые квин­те­ты, квар­те­ты, трио-со­на­ты и ди­вер­тис­мен­ты для трио) про­из­ве­де­ни­ях ощу­ти­мо боль­шое сход­ст­во с ран­ним твор­че­ст­вом Мо­цар­та, ко­то­ро­му да­же при­пи­сы­ва­лись не­ко­то­рые со­чи­не­ния М. (в т. ч. ора­то­рия «Ав­ра­ам и Иса­ак»). Им соз­да­ны так­же 12 свет­ских кан­тат, ду­хов­ные со­чи­не­ния (мно­гие не сохр.), кон­цер­ты с ор­ке­ст­ром (4 для кла­ви­ра, 4 для скрип­ки, 1 для вио­лон­че­ли, 1 для флей­ты), ан­самб­ли с фп. (со­на­ты и ди­вер­тис­мен­ты для скрип­ки, пье­сы для вио­лон­че­ли, флей­ты), соль­ные кла­вир­ные со­на­ты, со­на­ти­ны, 6 ди­вер­тис­мен­тов, пье­сы для фор­те­пиа­но.

Лит.: Čeleda J. J. Mysliveček. Praha, 1946; Pečman R. J. Mysliveček und sein Oper­ne­pi­log. Brno, 1970; idem. J. Mysliveček. Brno, 1981; Della Porta D. J. Mysliveček: profilo bio­grafico-critico. Rome, 1981; Ша­ги­нян М. И. Мыс­ли­ве­чек. 4-е изд. М., 1983; Bo­had­lo S. J. Mys­live ̌cek v dopisech. Brno, 1989; Evans A., Dear­ling K. J. Mysliveček: a the­ma­tic catalo­gue of his instrumental and or­chestral works. Münch., 1999; Freeman D. E. J. Mys­li­veček, «Il Boe­mo». Detroit, 2009.

Вернуться к началу