Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИТА́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 593

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛИТА́НИЯ (позд­не­ла­тин­ское litania, от греч. λιτανεία – моль­ба, прось­ба), в ка­то­лич. бо­го­слу­же­нии мо­лит­ва о ми­ло­сти и за­ступ­ни­че­ст­ве, об­ра­щён­ная к Хри­сту, Бо­го­ма­те­ри или всем свя­тым. Ти­по­ло­ги­че­ски близ­ка про­си­тель­ной ек­те­нии вос­точ­но­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции. Са­мый ран­ний тип ка­то­лич. Л. – т. н. Kyrie-Л., в ко­то­рой об­щи­на на мо­лит­вы свя­щен­ни­ка от­ве­ча­ет «Kyrie eleison» («Гос­по­ди, по­ми­луй», греч. «Κύριε ἐλέησον»; этот воз­глас и есть крат­чай­шая Л.). Гос­под­ствую­щим ви­дом со вре­ме­нем ста­ла Л. всем свя­тым (Litania omnium san­cto­rum), из­вест­ная в зап. Церк­ви с кон. 5 в.; её текст, вклю­чаю­щий в т. ч. ие­рар­хич. спи­сок всех обя­за­тель­ных для упо­ми­нания свя­тых, ут­верж­дён ка­то­лич. цер­ко­вью в 1570 (из­ме­нён в 1969). Рас­простра­не­на так­же т. н. Ло­ре­тан­ская Л. пре­свя­той Де­ве Ма­рии (назв. – от г. Ло­ре­то, где она из­на­чаль­но чи­та­лась ка­ж­дую суб­бо­ту; опубл. впер­вые в 1558, одоб­ре­на па­пой Сик­стом V в 1587) с про­стой пе­сен­ной ме­ло­ди­ей скорб­но­го ха­рак­те­ра. По­след­няя по вре­ме­ни из одоб­рен­ных Ва­ти­ка­ном – Л. Дра­го­цен­ней­шей Кро­ви Ии­су­са (1960).

С 16 в. на тек­сты Л., и пре­ж­де все­го Ло­ре­тан­ской, соз­да­ва­лись мно­го­го­лос­ные ком­по­зи­ции, час­то с ис­поль­зо­ва­ни­ем хо­ро­вой дек­ла­ма­ции. Ав­то­ром пер­вой та­кой Л. счи­та­ет­ся К. Фес­та (ум. 1545; ны­не ав­тор­ст­во Фес­ты ос­па­ри­ва­ет­ся, а са­мо со­чи­не­ние да­ти­ру­ет­ся 1570-ми гг.). Л. пи­са­ли Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, О. Лас­со, Т. Л. де Вик­то­рия, К. Пор­та (16 в.), Дж. Габ­рие­ли, М. Пре­то­ри­ус, Г. Шютц, Х. Л. фон Хас­лер, Г. И. фон Би­бер (17 в.), Я. Д. Зе­лен­ка, И. А. Хас­се, К. Ф. Э. Бах, А. Саль­е­ри (18 в.) и др. круп­ные ком­по­зи­то­ры. В. А. Мо­царт со­чи­нил 2 Ло­ре­тан­ские Л. (KV 109, 195) и 2 Л. Свя­тым Да­рам (KV 125, 243).

Сво­бод­ные муз.-по­этич. пре­тво­ре­ния те­ма­ти­ки Л. на­шли во­пло­ще­ние в 19 в. (напр., «Ли­та­ния» Ф. Шу­бер­та для го­ло­са и фп. на нем. текст И. Яко­би).

Лит.: Dodewaard J. A. E. van. Die laureta­ni­sche Litanei. Mainz, 1959; Roth J. Die mehr­stim­migen lateinischen Litaneikompositionen des 16. Jahrhunderts. Regensburg, 1959; Kam­mer C. Die lauretanische Litanei. Innsbruck, 1960; Federhofer-Königs R. Mozarts «Laure­tanische Litaneien» // Mozart-Jahrbuch 1967. Salzburg, 1968; idem. Lauretana-Vertonungen aus der Barockzeit // Studien zur Musik­ge­schichte. Kassel, 1995.

Вернуться к началу