ЛИТА́НИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТА́НИЯ (позднелатинское litania, от греч. λιτανεία – мольба, просьба), в католич. богослужении молитва о милости и заступничестве, обращённая к Христу, Богоматери или всем святым. Типологически близка просительной ектении восточнохристианской традиции. Самый ранний тип католич. Л. – т. н. Kyrie-Л., в которой община на молитвы священника отвечает «Kyrie eleison» («Господи, помилуй», греч. «Κύριε ἐλέησον»; этот возглас и есть кратчайшая Л.). Господствующим видом со временем стала Л. всем святым (Litania omnium sanctorum), известная в зап. Церкви с кон. 5 в.; её текст, включающий в т. ч. иерархич. список всех обязательных для упоминания святых, утверждён католич. церковью в 1570 (изменён в 1969). Распространена также т. н. Лоретанская Л. пресвятой Деве Марии (назв. – от г. Лорето, где она изначально читалась каждую субботу; опубл. впервые в 1558, одобрена папой Сикстом V в 1587) с простой песенной мелодией скорбного характера. Последняя по времени из одобренных Ватиканом – Л. Драгоценнейшей Крови Иисуса (1960).
С 16 в. на тексты Л., и прежде всего Лоретанской, создавались многоголосные композиции, часто с использованием хоровой декламации. Автором первой такой Л. считается К. Феста (ум. 1545; ныне авторство Фесты оспаривается, а само сочинение датируется 1570-ми гг.). Л. писали Дж. П. да Палестрина, О. Лассо, Т. Л. де Виктория, К. Порта (16 в.), Дж. Габриели, М. Преториус, Г. Шютц, Х. Л. фон Хаслер, Г. И. фон Бибер (17 в.), Я. Д. Зеленка, И. А. Хассе, К. Ф. Э. Бах, А. Сальери (18 в.) и др. крупные композиторы. В. А. Моцарт сочинил 2 Лоретанские Л. (KV 109, 195) и 2 Л. Святым Дарам (KV 125, 243).
Свободные муз.-поэтич. претворения тематики Л. нашли воплощение в 19 в. (напр., «Литания» Ф. Шуберта для голоса и фп. на нем. текст И. Якоби).