ЛЯТОШИ́НСКИЙ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЯТОШИ́НСКИЙ Борис Николаевич [22.12.1894(3.1.1895), Житомир – 15.4.1968, Киев], укр. композитор, дирижёр, педагог, обществ. деятель, нар. арт. УССР (1968). В 1918 окончил юридич. ф-т Ун-та Св. Владимира, в 1919 – Киевскую конс. по классу Р. М. Глиэра (под его руководством занимался теорией композиции с 1913). С 1919 преподавал здесь (с 1935 проф.). Одноврем. в 1935–38 и 1941–44 преподавал в Моск. конс. инструментовку. Среди учеников: Ю. М. Александров, И. Ф. Бэлза, Л. А. Грабовский, В. В. Сильвестров, Е. Ф. Станкович. Пред. правления Ассоциации совр. музыки Украины (1922–25), СК Укр. ССР (1939–41), с 1948 чл. правления СК СССР и др. В качестве дирижёра выступал с 1917, преим. с исполнением своих произведений. Со 2-й пол. 1950-х гг. участвовал в разл. муз.-обществ. мероприятиях за рубежом.
Один из крупнейших укр. композиторов. Автор первой укр. симфонии (1918; исполнена под упр. Р. M. Глиэра в 1919, Киев). Муз. стиль объединил влияния позднего романтизма, творчества А. Н. Скрябина, франц. композиторов-импрессионистов, австро-нем. экспрессионистов, элементы нар. музыки. Укр. фольклор впервые использован в Увертюре на 4 украинские народные темы (1926); в опере «Золотой обруч» (по повести И. Франко «Захар Беркут», 1930, Укр. театр оперы и балета; 2-я ред. – 1970, Львов, Гос. пр. УССР, 1971) развиты зап.-укр. нар. песенно-танцевальные мелодии. Польск. фольклор нашёл отражение в симфонич. поэмах «Гражина» (по А. Мицкевичу, 1955), «На берегах Вислы» (1958), в «Польской сюите» для оркестра (1961). Обращался также к рус., болг., тадж. нар. музыке (3 пьесы на тадж. нар. темы для скрипки и фп., 1932). Сочинениям Л. свойственны драматич. насыщенность, тяготение к монументальности, колористичность оркестрового письма. В партийных постановлениях 1936 и 1948 Л. был объявлен «формалистом» (2-я симфония в 1936 запрещена к исполнению). Среди др. сочинений: опера «Щорс» (1938, Укр. театр оперы и балета; 2-я ред. под назв. «Полководец» – 1968, там же); кантата «Заповiт» («Завещание», слова Т. Г. Шевченко, 1939); 5 симфоний (1918, 2-я ред. – 1967; 1936, 2-я ред. – 1940; 1951, 2-я ред. – 1954; 1963; 1966 – «Славянская»); симфонич. поэмы – «Воссоединение» (1949), «Лирическая поэма памяти Р. Глиэра» (1964); Славянский концерт для фп. с оркестром (1953); 2 фп. трио (1922, 1942); 5 струнных квартетов (1915–44), «Украинский квинтет» (1942; 2-я ред. – 1945; Гос. пр. СССР, 1946); сонаты – 2 для фп. (1924, 1925), для скрипки и фп. (1926); цикл «Отражения» для фп. (1925); хоры, романсы, обработки нар. песен; музыка к спектаклям и фильмам, в т. ч. к ф. «Тарас Шевченко» (1951; Гос. пр. СССР, 1952). Совм. с Л. Н. Ревуцким Л. создал новую редакцию оперы «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко (1937), совм. с К. Г. Мострасом инструментовал Концерт для скрипки с оркестром Р. М. Глиэра (1956).