КОНТРАФАГО́Т
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНТРАФАГО́Т (от итал. contrafagotto), деревянный духовой инструмент, разновидность фагота. Изобретён ок. 1620 берлинским мастером Х. Шрайбером, однако из-за технич. трудностей, связанных со значит. размерами инструмента, и недостаточной чистоты строя в то время распространения не получил. Совр. К. появился в результате усовершенствований, произведённых в кон. 19 – нач. 20 вв. Нем. мастер В. Геккель видоизменил форму канала К., добился соответствия между клапанной системой К. и фагота (благодаря этому игра на К. стала доступной каждому фаготисту), изобрёл дополнит. раструб, который позволил расширить диапазон инструмента на малую терцию вниз. Ствол К. из-за огромной длины (ок. 6 м с дополнительным раструбом) сложен втрое. Диапазон от «ля» субконтроктавы до «фа» («ля») малой октавы. Нотируется в басовом ключе октавой выше реального звучания. Звук густой и полный в нижнем регистре, слабый в верхах, по тембру близок фаготу. В оркестре предназначен для усиления звучности нижней октавы фагота и продления вниз его звукоряда. Технически менее подвижен, чем фагот. Первые случаи обращения к К. – в ораториях Й. Гайдна, опере «Фиделио», 5-й и 9-й симфониях Л. ван Бетховена. Наиболее характерные примеры использования – в операх «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова.