КОЛОКО́ЛЬЧИК
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛОКО́ЛЬЧИК, муз. инструмент, ударный идиофон. По виду напоминает маленький колокол с подвешенным внутри языком. Звучание, как правило, высотно неопределённое. Осн. функция – сигнальная. Под разными названиями К. известен в культуре мн. народов. Изготавливается из металла способом литья (реже – ковки); встречаются деревянные К. Форма корпуса – обычно с узкими «плечами» и плавно расширяющимся «туловом» – имеет множество вариантов. В Вост. Азии распространены также безъязыковые чашеобразные К. (звук извлекается ударом о корпус). Использовался как культовый инструмент в Древнем Египте (сохранились изображения К. в виде лотоса), Китае (находки древнейших экземпляров относятся к 3-му тыс. до н. э.), Междуречье, Мезоамерике и др. К. разных видов поныне применяются в практике индуизма, буддизма, католицизма. Пастуший К. (подшейный коровий, олений, верблюжий и пр.) выполнял, наряду с сигнальной, также и функцию оберега; он широко распространён поныне. У некоторых народов Азии, Африки наборы К. используются как шумовое сопровождение плясок. У славян в прошлом К. был связан с календарной обрядностью (атрибут ряженых и др.).
В России были широко распространены ямские К. как атрибут конской упряжи. По громкости звука, форме, размеру, месту расположения различаются: поддужные (самые большие и нарядные; диаметр в широкой части 8–16 см), подшейные (диаметр 5–9 см) и т. н. декоративные (мелкие; подвешивались к любой детали упряжи по желанию хозяина). Центры произ-ва с 18 в. – г. Валдай Новгородской губ. (первый датированный К. отлит в 1802), г. Касимов Рязанской губ., г. Слободской Вятской губ., со 2-й пол. 19 в. – с. Пурех Нижегородской губ.; с началом 1-й мировой войны изготовление К. прекратилось. В 1980–90-х гг. налажено произ-во К. (в осн. коллекционных) по старым образцам.